ПРАВО.ru
Законодательство
28 сентября 2023, 14:28

Потребителям разрешат возвращать деньги за бесполезные онлайн-курсы

Это будет стимулировать создателей онлайн-курсов повышать качество продуктов, а добросовестных коучей и образовательные платформы новое правило избавит от нечестной конкуренции.

Гражданам нужно дать возможность потребовать возврата денег за некачественные информационно-консультационные услуги (мотивационные курсы, тренинги личностного роста, марафоны желаний и бизнес-тренинги). Такое предложение внесли на рассмотрение Госдумы глава фракции «Новые люди» Алексей Нечаев, замглавы думского комитета по экологии Георгий Арапов и первый зампред комитета палаты по науке и высшему образованию Ксения Горячева.

Онлайн-курсы, которые оформляются как договоры об оказании информационно-консультационных услуг и не подпадают под действие ФЗ «Об образовании», бывают дорогими и презентуются как образовательные курсы, хотя таковыми могут и не быть. Люди вкладывают много денег в такие программы, надеясь на улучшение своей жизни. 

Инфобизнес: как вернуть деньги за бесполезный онлайн-курс

Но, как и в любой другой сфере, некоторые курсы могут оказаться некачественными или даже мошенническими, отметили авторы. А если тренинги не приносят заявленной пользы, то потребители должны иметь возможность вернуть потраченные деньги. Порядок и критерии определения качества услуг онлайн-коучей установит правительство. Такими критериями могут быть, например, несоответствие уровня полученных знаний обещанному результату, плагиат, большое число жалоб и исков от потребителей.

Новелла не коснется организаций, которые ведут образовательную деятельность по стандартам ФЗ «Об образовании», указано в пояснительной записке.

«Актуальность законопроекта обусловлена возросшим количеством онлайн-курсов ненадлежащего качества, после прохождения которых большинство потребителей чувствуют себя обманутыми».

«По разным оценкам экспертов, российский рынок онлайн-курсов может достигать 100 млрд руб. Только рынок бизнес-тренингов насчитывает порядка 500 000 специалистов, а объем этого сегмента рынка может достигать 10 млрд руб. в год», — отмечают авторы. При этом оценить точно рынок массового коучинга и бизнес-тренингов, как и рынок онлайн-курсов, в деньгах нельзя, так как он крайне непрозрачный и закрытый.

Принятие поправок будет стимулировать создателей онлайн-курсов повышать качество продуктов, а добросовестных преподавателей и образовательные платформы избавит от нечестной конкуренции.

Законопроект № 447789-8 «О внесении изменений в статью 29 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей»