Американское издание The Financial Times проанализировало влияние вторичных санкций на российский бизнес. В конце 2023 года президент США Джо Байден подписал новый указ. Согласно ему, власти могут ввести ограничения против зарубежных кредитных компаний, которые переводят деньги подсанкционным лицам из России или содействуют российскому военно-промышленному комплексу в совершении сделок. Включение банка в санкционный список приведет к тому, что ему откажут в доступе к финансовой системе США.
Издание указывает, что объемы торговли РФ с Турцией и Китаем серьезно просели в первом квартале после введения вторичных санкций для международных банков за осуществление переводов российских компаний. Заместитель помощника министра финансов США по глобальным вопросам Анна Моррис поясняет, что России стало труднее получать доступ к финансовым услугам для продолжения торговли значимыми товарами.
Российский бизнес в ответ на американские санкции перешел на использование сети посредников в платежах для того, чтобы конечного покупателя нельзя было отследить. Одновременно с этим растут комиссионные расходы компаний. Кроме того, трейдеры обратились к более мелким банкам и альтернативным валютам после отказа крупнейших банков Турции и Китая обслуживать переводы. Импортеры и экспортеры РФ все чаще совершают сделки в рублях из-за проблем с обменом валюты на доллары и евро, пишет издание. Например, нефть в Индию поставляется в российской валюте после отмены банками ОАЭ платежей в дирхамах. Общая доля рубля в расчетах увеличилась до 40%. Причиной популярности российской валюты стало и то, что иностранцам разрешено покупать рубли на Московской бирже для использования в расчетах с контрагентами.