В 2023 году Конституционный суд принял 60 постановлений. Это больше, чем в предыдущие годы. Например, в 2019-м было всего 41 решение. С тех пор их количество постепенно росло. Чаще всего судьи проверяли положения Гражданского, Трудового и Уголовного кодексов, говорится в отчете секретариата КС.
В 28 делах суд нашел нормы, которые не соответствуют Основному закону. Но не во всех случаях КС говорил о необходимости внесения поправок. В постановлении от 24 октября 2023 года суд оценил положения Трудового кодекса, которые уже утратили силу. КС берется за подобные жалобы из-за сохраняющегося влияния отмененного или измененного законодательства во время переходного периода, уточняется в отчете.
Всего в прошлом году по постановлениям Конституционного суда приняли 27 федеральных законов (против 20 в 2022-м). Один из них касается отмены бессрочного запрета на профессию для адвокатов. Документ предусматривает: осужденного адвоката отстранят от профессии до погашения или снятия судимости. Этот срок не может быть меньше пяти лет со дня принятия решения о прекращении адвокатского статуса. Если же статус прекратили из-за нарушения этических норм, нарушения адвокатской тайны или ненадлежащего исполнения обязанностей, то запрет на профессию будет действовать в течение срока, обозначенного в решении о прекращении статуса. Потом человека допустят к сдаче квалификационного экзамена на получение статуса адвоката. Закон приняли в июле.
КС заметил: часто поправки по постановлениям суда готовит правительство, но такая возможность есть не только у него. Например, в январе депутат Ярослав Нилов внес законопроект о введении запрета на заключение с руководителями структурных подразделений срочных трудовых договоров. В пояснительной записке отмечается: у глав компаний и их подразделений разный правовой статус, обусловленный спецификой их труда. На них нельзя автоматически распространять одни и те же положения ТК. Автор инициативы предложил разграничить в Трудовом кодексе понятия «руководитель организации» и «руководитель структурного подразделения». Документ еще не прошел первое чтение.
Основная проблема
На сегодня остаются неисполненными 44 постановления Конституционного суда. Шесть из них подготовлены довольно давно — в 2010–2015 годах, еще шесть — в 2016–2020-х, остальные — после. Основная проблема связана с принятием федеральных законов по постановлениям КС, вынесенным до 2019 года, рассказали в секретариате. КС обращал на это внимание уже не один раз: некоторые инициативы лежат без движения в Госдуме больше пяти лет. Бывает, что законопроекты вносят в нижнюю палату парламента, но они находятся там так долго, что в итоге их отклоняют из-за утраты актуальности. Взамен нужно разработать обновленные документы, притом что порядок и сроки внесения таких поправок до сих пор нормативно не регламентированы. В Конституционном суде отмечают: необходимо придерживаться разумных сроков рассмотрения инициатив, не растягивая процесс на несколько лет.
«В некоторых случаях нормотворческая деятельность демонстрирует недостаточный учет решений Конституционного суда при разработке нового законодательного регулирования. Между тем правотворческий процесс должен строиться не на буквальном воспроизведении содержащихся в резолютивной части решения выводов КС, а на основе тщательного анализа всех изложенных правовых позиций, включая оценку вероятности повторных обращений», — говорится в отчете.
Роль правительства
Работа кабмина имеет большое значение в исполнении решений КС. Именно он подготовил большинство инициатив по постановлениям в 2023 году. Установленный законом предельный срок внесения законопроектов — не более шести месяцев после опубликования решения суда — чаще всего соблюдался. Но бывало, что разработка повторных поправок затягивалась. Минюст обычно информирует Конституционный суд о том, на каком этапе находится документ.
Региональное регулирование
В прошлом году секретариат Конституционного суда традиционно передавал Совету Федерации, Минюсту и Генпрокуратуре информацию о том, что можно изменить в региональном регулировании. КС находил нормы, которые не соответствуют Основному закону, и говорил о необходимости подготовить поправки к законам субъектов. Изменения вносили в Москве, Смоленской области и Приморском крае. Секретариат напомнил: следить за тем, соответствует ли региональное регулирование актам Конституционного суда, должны в первую очередь органы прокуратуры. Ведомству следует сообщать не только о мерах прокурорского реагирования, но и об их результатах, в частности о принятии законов, считают в суде.
О запросах судов
Число решений, принятых по запросам судов, выросло до семи (в 2022-м их было четыре, в 2021-м — три). Два постановления подготовлены по обращениям Верховного суда, одно — по обращению Суда по интеллектуальным правам, оставшиеся — от других судов. Секретариат обратил внимание: в рамках разбирательств судьи обязаны анализировать правовые позиции КС и в случае необходимости просить суд проверить конституционность норм, о которых идет речь в деле.
Итоги
В КС констатировали: федеральный законодатель становится активнее, законы по постановлениям суда принимают быстрее. Секретариат намерен сотрудничать с государственными органами дальше и рассчитывает на решение имеющихся проблем.
Что касается взаимодействия с Верховным судом, инстанция обратила внимание: внедрение правовых позиций КС в повседневную деятельность судебных органов сокращает противоречия в практике, приводит к единообразному толкованию норм. В конечном счете это гарантирует эффективную защиту прав граждан, отметили в Конституционном суде.