Член Адвокатской палаты Кабардино-Балкарской Республики Диана Ципинова и один из ее защитников, зампредседателя комиссии Совета Федеральной палаты адвокатов по защите прав адвокатов, советник ФПА Нвер Гаспарян подали в Пятый КСОЮ возражения на кассационное представление заместителя Генпрокурора об оспаривании оправдательного приговора Ципиновой по делу о применении насилия в отношении полицейского (ч. 1 ст. 318 УК). Об этом сообщает «Адвокатская газета».
Все началось в мае 2020-го, когда адвокат Ратмир Жилоков приехал по вызову доверителя, у которого силовики хотели провести обыск. По версии следствия, адвокат начал грубить правоохранителям, предлагал подраться, а затем ударил одного из полицейских головой и толкнул. Сам адвокат утверждал, что это сотрудник полиции начал ему угрожать, а затем заломил руки и велел подчиненным доставить Жилокова в Урванский отдел полиции.
К участку прибыли другие адвокаты, в том числе и Ципинова, чтобы представлять интересы самого Жилокова, но их не пропустили. По версии правоохранителей, юристы самовольно зашли в здание ОМВД без средств индивидуальной защиты, а когда полицейские выдворяли адвокатов, Ципинова якобы ударила одного из сотрудников полиции. В итоге адвокаты так и не смогли помочь задержанному.
Вскоре адвокаты направили в палату обращение в целях защиты нарушенных прав и подчеркнули, что действия силовиков нужно квалифицировать по ч. 3 ст. 286 УК («Превышение должностных полномочий»). А потом в отношении самих Жилокова и Ципиновой возбудили уголовные дела по ч. 1 ст. 318 УК. Ципинову обвинили в том, что она, находясь на площадке перед входом в отдел, побила полицейского. Жилокова в итоге приговорили к полутора годам лишения свободы, но потом апелляция заменила это наказание штрафом в размере 100 000 руб.
В июле 2023 года Ципинову оправдали в связи с отсутствием состава преступления, сославшись, в частности, на заключения специалистов-психологов. Они установили, что мотивом поведения Ципиновой стали незаконные общественно опасные действия полицейского. Действия адвоката признали необходимой обороной, совершенной без превышения в ситуации, когда она вынуждена была защищаться от посягательства силовика. В ноябре законность оправдательного приговора оценил и Верховный суд КБР. Но в мае заместитель генпрокурора Игорь Ткачев подал кассационное представление об отмене приговора и передаче дела на новое рассмотрение в тот же суд, но в ином составе.
В возражениях защиты подчеркивается: ни одно из перечисленных прокурором оснований не относится к существенным нарушениям УПК, которые повлияли бы на исход дела и позволили отменить приговор. Ципинова отметила, что доводы обвинения апелляция уже рассматривала. А несогласие прокурора с судебной оценкой не означает ее ошибочность либо незаконность. «Кроме того, стороной защиты обращается внимание суда на то обстоятельство, что представление не содержит ссылок на нарушения закона, повлиявшие на исход дела, искажающие саму суть правосудия и смысл судебного решения как акта правосудия, что и является основанием для отмены оправдательного приговора согласно нормам действующего законодательства», — подчеркнула адвокат.
Гаспарян уверен: то, что произошло в отделе полиции, — вопиющий случай в высшей степени произвольных действий в отношении адвоката-женщины в современной российской истории, который стал возможным из-за вседозволенности конкретного руководителя отдела. «Поскольку прокуратура почти никогда не признает своих ошибок и в достижении обвинительного приговора идет до конца, то сейчас мы и столкнулись с кассационным представлением Генпрокуратуры. Для нее отмена блестящего оправдательного приговора — это вопрос статистики, а для адвокатуры его сохранение в неизменном виде — вопрос профессионального достоинства и торжества законности», — заключил Гаспарян.