На итоговой коллегии Минэкономразвития его руководитель Максим Решетников заявил, что министерство вернулось к идее комплексной реформы института банкротства. Обновление законодательства может произойти уже в этом году.
Нужна ли реформа банкротства: мнение юристов
Законодательство о банкротстве давно нуждается в модернизации, считает Давид Кононов, адвокат, канд. юрид. наук, руководитель практики «Антикризис и банкротство»

Несмотря на недавние изменения закона и разъяснения Верховного суда, ключевые проблемы остаются: процедуры часто затягивают, реабилитационные механизмы работают слабо, а кредиторы голосуют за ликвидацию должника и продажу активов, а не за оздоровление бизнеса.
О необходимости изменений говорит и Даниил Анисимов, юрист адвокатского бюро По его словам, поправки к закону «О банкротстве» нужны хотя бы в части закрепления правил субординации. Юридическое сообщество также ждет легализации порядка налогообложения в конкурсном производстве и при продаже единственного жилья должника, добавляет Анисимов. Первую проблему уже обсуждают в Госдуме (законопроект № 743856-8), но ожидание регулирования для второй сфере затянулось, отмечает юрист.
Кроме этого, все более актуальными становятся вопросы распределения и оптимизации расходов на ведение процедуры банкротства, добавляет Владислав Шатров, старший юрист По мнению юриста, нужно упростить и ускорить процедуры банкротства, чтобы минимизировать судебные расходы. Дополнительно нужны эффективные механизмы противодействия кредиторам, которые заявляют необоснованные требования. Этот вопрос особенно актуален в условиях новой бездокументарной формы процесса, объясняет Шатров.

Фундаментальные вопросы регулирования трансграничного банкротства и банкротства группы лиц тоже остаются нерешенными на законодательном уровне.
Законопроект о реформе банкротства
Еще в 2021 году правительство внесло в Госдуму законопроект, который предусматривал масштабные изменения в институте банкротства (№ 1172553-7).

У этого законопроекта глобальный характер и объем, он кардинально меняет многие базовые и сложившиеся правила. Некоторые из них давно назрели и перезрели, а другие уже работают благодаря прогрессивной судебной практике ВС.
Законопроект не рассмотрели даже в первом чтении, а из планируемых изменений ни одно полноценно не реализовали, считает Анисимов. Но юрист предполагает, что точечные поправки могут говорить о проведении предварительного эксперимента. Так, Постановление Правительства от 22.05.2024 № 634 модернизировало процедуру выбора управляющих, если заявитель по делу о банкротстве — Федеральная налоговая служба. Положения постановления — это фактически копия норм законопроекта, объяснил Анисимов.

Громадный и громоздкий проект не основан на единой концепции и предполагает точечные, пусть даже и в целых разделах, но внесистемные изменения банкротных правоотношений. Именно поэтому Госдума так долго рассматривает документ, который постепенно «распадается» на отдельные инициативы.
Учитывая активное обсуждение в Минэкономразвития, шансы на принятие законопроекта уже к концу 2025 года существуют, считает Шатров. При этом Кононов отметил, что с высокой долей вероятности документ будут дорабатывать. «И окончательно его примут не в том виде, в котором мы его видели в 2021 году», — заключил Кононов. Есть еще вариант, при котором реформа будет носить поэтапный характер, а изменения будут вводить в виде отдельных поправок.