ПРАВО.ru
Практика
5 февраля 2025, 10:16

Хочешь в тюрьму — возьми госконтракт: кого и за что сажают в сфере гособоронзаказа

Хочешь в тюрьму — возьми госконтракт: кого и за что сажают в сфере гособоронзаказа
К гособоронзаказу правоохранительные органы всегда относились очень внимательно, поскольку речь идет не столько о бюджетных средствах, сколько о национальной безопасности. В последние годы надзор за этой сферой усилился: появились новые уголовные статьи, громкие дела и ужесточение контроля. При этом ответить придется не только за завышенную стоимость, но и за ошибку контрагента. Адвокаты рассказали, как изменилась ситуация в обсуждаемой отрасли, кого могут посадить за невыполненный контракт и как минимизировать риски.

Особый контроль за сферой гособоронзаказа (ГОЗ) юристы связывают с выросшими в последние годы вливаниями бюджетных денег в сферу, которые сделали ее привлекательной для злоупотреблений и коррупции. По мнению партнера Адвокатское бюро «Q&A» Адвокатское бюро «Q&A» Региональный рейтинг. группа Уголовное право группа Арбитражное судопроизводство (крупные споры: high market) Виктора Ушакевича, не последнюю роль в этом сыграли внутриполитическая обстановка и общественный резонанс, вызванный публикациями в СМИ и социальных сетях из-за мобилизации. Тогда всплыли проблемы с нехваткой и поставкой некачественного или устаревшего снаряжения, коррупцией в расходовании бюджетных средств и задержками с доставкой необходимого оборудования. 

Но уделять больше внимания этой сфере стали еще в 2014 году, когда расследовали нарушения при строительстве космодрома Восточный и мошенничества в подконтрольном Минобороны холдинге «Оборонсервис». Все потому, что ГОЗ сочетает два важных аспекта: расходование бюджетных средств и национальную безопасность.

Среди предпринимателей давно ходит поговорка: хочешь в тюрьму — возьми госконтракт. При этом количество желающих прикоснуться к госбюджету не особо уменьшается.

Глеб Плесовских, председатель МКА «Плесовских и Партнеры» МКА «Плесовских и Партнеры» Федеральный рейтинг. группа Семейное и наследственное право группа Уголовное право

Основным способом регулирования подобных отношений в России давно стала уголовно-правовая дубина. «Этой дубиной грозят, вводя в закон новые и новые составы преступлений или ужесточая ответственность за существующие», — объясняет старший партнер Адвокатское бюро ZKS Адвокатское бюро ZKS Федеральный рейтинг. группа Уголовное право 33место По выручке Профайл компании Андрей Гривцов. Так, в последние годы ввели множество новых норм, направленных на регламентацию всех этапов выполнения гособоронзаказа, а также норм, устанавливающих уголовную ответственность за нарушения в этой сфере (статьи 201.1, 285.4, 201.2, 201.3, 285.5, 285.6 УК). Все это привело к большому количеству проверок и, как следствие, выявленных нарушений.«Из-за специфики гособоронзаказа предприятиям необходимо работать в условиях строгого контроля, что увеличивает вероятность ошибок», — добавляет юрист Забейда и партнеры Забейда и партнеры Федеральный рейтинг. группа Уголовное право Анастасия Завязкина. 

Кто в зоне риска

Как правило, по делам ГОЗ преследуют лиц, принимающих ключевые решения на разных этапах выполнения контракта. Это могут быть:

  • генеральный директор и его заместитель;
  • финансовый и технический директор;
  • коммерческий директор и начальник экономического отдела;
  • руководители военных представительств, осуществляющих контроль за исполнением контрактов.

Последние — потенциальные фигуранты уголовных дел в сфере ГОЗ как начальство военного представительства, которое надзирает над организациями в рамках гособоронзаказа. У коммерческих организаций могут быть договоренности с начальником военного представительства для «упрощения» исполнения контракта за соответствующий откат, отмечает Китсинг.

Самые громкие преступления в сфере ГОЗ связаны с многомиллионными хищениями при строительстве объектов для Минобороны, которые начались с уголовного преследования бывшего замминистра обороны Тимура Иванова. Одно из них — дело оборонного предприятия «Звезда-Стрела». Его руководство при исполнении контрактов в сфере ГОЗ завысило себестоимость продукции, предоставив заказчику недостоверные расчетные материалы. В числе обвиняемых, помимо генерального директора, оказались начальник экономического отдела предприятия и генеральный директор Таганрогского литейного завода. Еще в схему был вовлечен начальник военного представительства, связанный с этими организациями. 

В последнее время на слуху были уголовные дела против высокопоставленных представителей Минобороны. Из-за этого за кадром остаются коммерческие организации, которые не реже совершают преступления при исполнении контрактов в сфере ГОЗ и наносят не меньший ущерб бюджету.

Владимир Китсинг, управляющий партнер BFL | АБ «Китсинг и партнеры» BFL | АБ «Китсинг и партнеры» Федеральный рейтинг. группа Фармацевтика и здравоохранение (медицина и здравоохранение) группа Уголовное право

Но постепенно в поле зрения правоохранителей стали попадать руководители не только оборонных, но и коммерческих организаций. Например, генерального директора «Специальных технологий строительства» следствие посчитало причастным к завышению стоимости материалов и оказанных работ при строительстве объектов Минобороны. 

Другое расследование инициировали из-за поставок деталей ненадлежащего качества концерну «Калашников». Выполнявшая гособоронзаказ компания «Интертехника» решила сэкономить и заказала товар из Китая. По делу задержали генерального и технического директоров фирмы. По версии следствия, руководство «Интертехники» осознавало, что не сможет выполнить контракт, но все же заключило его, а затем поставило заказчику китайскую продукцию, не соответствующую требованиям. 

Оказаться в группе риска можно, даже если не участвовать в гособоронзаказе напрямую. Например, за действия или ошибки контрагентов. «Следствию проще привлечь доступных участников цепочки, чем искать недобросовестного подрядчика, который может скрыться», — объясняет такой подход Плесовских.

За какие нарушения привлекают 

Нарушения в сфере ГОЗ чаще всего связаны с завышением стоимости контрактов, срывом сроков или фальсификацией документов. Даже если организация не получила полную оплату по контракту, получение аванса может стать достаточным основанием для возбуждения уголовного дела, когда есть указанные нарушения, отмечает Владимир Китсинг.

СИЗО для предпринимателей: почему запрет на аресты не работает

Один из самых острых вопросов в рамках ГОЗ — ценообразование. Применение неверного метода, например метода сравнимой цены вместо затратного или завышение цены контракта относительно рыночной, может привлечь внимание и ФАС, и правоохранителей. Многие исполнители пытаются оправдаться, ссылаясь на то, что они самостоятельные участники рынка и могут устанавливать любую цену на продукцию. Но это не так, отмечает Китсинг. В деле № 1-34/2023 Нижегородский районный суд Нижегородской области указал, что исполнитель в сфере ГОЗ не может ссылаться на принцип свободы договора при обосновании своей цены.

Еще нельзя предоставлять коммерческим фирмам продукцию по одной цене, а для участников ГОЗ — искусственно ее завышать. Важно, чтобы товары реализовывались по рыночным ценам. При этом правоохранители не запрещают предпринимателям получать прибыль в рамках ГОЗ, отмечает Китсинг. Разумная наценка на продукцию по-прежнему разрешена (приговор Заводоуковского районного суда Тюменской области по делу № 1-114/2023).

Основанием для возбуждения уголовного дела может стать и несоответствие поставленной продукции техническому заданию. Речь идет о ситуациях, когда товары формально соответствуют контракту, но не отвечают требованиям по качеству. «Это особенно критично для ГОЗ, где малейшие отклонения могут повлиять на обороноспособность страны», — подчеркивает Завязкина.

Зачастую причина допускаемых нарушений — переоценка собственных возможностей по исполнению контракта. Это в первую очередь касается контрактов, связанных со строительством зданий, сооружений или производством техники и компонентов. В таких случаях возникает значительный кассовый разрыв: период выполнения работ и их окончательная приемка с оплатой разделены во времени, тогда как в ГОЗ размер и сроки авансирования строго регламентированы.

Виктор Ушакевич, партнер Адвокатское бюро «Q&A» Адвокатское бюро «Q&A» Региональный рейтинг. группа Уголовное право группа Арбитражное судопроизводство (крупные споры: high market)

По словам Ушакевича, большинство проблем начинается, когда исполнитель сталкивается с нехваткой средств. Из-за ошибок в планировании или внешних обстоятельств выплаченного аванса может не хватить для выполнения работ, под которые он был выделен. Если у компании нет финансовой подушки, это вынуждает ее идти на нарушения. Например, подписывать акты выполненных работ, хотя они выполнены лишь частично, или использовать аванс от другого контракта для завершения текущего. В итоге исполнители рискуют не только репутацией, но и свободой, пытаясь скрыть свои просчеты.

Привлечет внимание и срыв срока исполнения контракта. «Следствие нередко находит доказательства, что исполнитель знал о невозможности выполнения контракта в оговоренные сроки, но все равно подписал соглашение. Такие действия считаются умышленными», — объясняет адвокат. «Также следствию проще доказать состав преступления, если есть поддельные документы, завышенные объемы работ или скрытые финансовые махинации», — добавляет Плесовских. 

Размер наказания за нарушения в сфере ГОЗ

В каждом конкретном случае на размер наказания влияет совокупность разнообразных факторов: обстоятельства и позиция по делу, личность виновного, размер ущерба (включая возмещенный виновным), статья, по которой выносится приговор, и прочее, перечисляет Ушакевич. При этом практика показывает, что суды занимают достаточно жесткую позицию в отношении нарушений, связанных с гособоронзаказом. По мнению Завязкиной, это обусловлено:

  • Высокой общественной значимостью сферы 
    Нарушения рассматривают как угрозу обороноспособности и национальной безопасности страны.
  • Прямым ущербом государственному бюджету
    Дела часто сопровождаются взысканием крупных штрафов и убытков и существенными сроками лишения свободы.
  • Строгими требованиями закона в сфере гособоронзаказа 
    Исполнители обязаны детально соблюдать все нормы, а отклонения редко находят оправдание в суде.

BFL | АБ «Китсинг и партнеры» BFL | АБ «Китсинг и партнеры» Федеральный рейтинг. группа Фармацевтика и здравоохранение (медицина и здравоохранение) группа Уголовное право подсчитали, что за три года суды вынесли 106 приговоров по делам в сфере ГОЗ, из которых 104 оказались обвинительными.

Введенные пару лет назад специальные составы преступлений для участников ГОЗ остаются невостребованными у правоохранителей. Вместо этого они чаще обращаются к проверенным временем составам, таким как мошенничество (ст. 159 УК) или взяточничество. Это объясняется «громоздкостью» специальных уголовных норм и стремлением правоохранителей использовать более понятные и привычные статьи, считает Китсинг.

Несмотря на квалификацию по «универсальной» ст. 159 УК, подход к избранию меры пресечения и назначению наказания может существенно различаться. «На нашей практике давно не было случаев, когда по делам, связанным с ГОЗ, избиралась мера пресечения, не связанная с содержанием под стражей», — отмечает Плесовских. По его мнению, это связано с общим подходом судов к этой категории дел и с активным оперативным сопровождением со стороны органов ФСБ или военной контрразведки.

Статистика вынесения оправдательных приговоров по делам, связанным с гособоронзаказами, весьма красноречива и не отличается от общего судебного тренда, в соответствии с которым российские суды практически никого не оправдывают. Наказание, не связанное с реальным лишением свободы, все чаще становится скорее исключением из правил, чем обыденностью.

Андрей Гривцов, старший партнер Адвокатское бюро ZKS Адвокатское бюро ZKS Федеральный рейтинг. группа Уголовное право 33место По выручке Профайл компании

Примером жесткого подхода к мерам пресечения стало дело гендиректора научно-исследовательского и испытательного центра «Элеонорд», которого обвинили в хищении 70 млн руб. у «Радиоприборснаба» — подразделения госкорпорации «Ростех». Обвинение утверждало, что бизнесмен поставлял военную продукцию по завышенной стоимости. После задержания Тверской райсуд Москвы арестовал предпринимателя на два месяца. Мосгорсуд позже счел такую меру пресечения избыточной и освободил гендиректора, указав, что инкриминируемые преступления связаны с коммерческой деятельностью. На втором круге апелляция решила, что оснований для применения ч. 1.1 ст. 108 и ч. 2 ст. 99 УПК нет, поскольку бизнесмен якобы договорился с подельниками о мошенничестве еще до заключения договоров. С этим подходом согласился и Верховный суд (дело № 5-УД24-4-К2), оставив предпринимателя в СИЗО. 

Даже сотрудничество со следствием не всегда становится гарантией смягчения приговора, предупреждает Плесовских. Их доверитель — начальник военной приемки — заключил досудебное соглашение о сотрудничестве, но все равно получил практически максимальное наказание.

Как минимизировать риски

Работа в сфере государственного оборонного заказа сопряжена с повышенным вниманием со стороны контролирующих органов. Как отмечает Китсинг, значительное количество нарушений выявляется при проверках прокуратуры, ФАС и Росфинмониторинга. Поэтому предпринимателям крайне важно с осторожностью подходить к формированию ответов на запросы правоохранительных и контролирующих органов. Эксперт не исключает, что после окончания специальной военной операции количество проверок уже исполненных государственных контрактов может увеличиться.

Страховка для директора: как работает российский аналог D&O

Гривцов советует исключать коррупционные методы ведения бизнеса, тщательно проверять исходящие документы, соблюдать «гигиену» переписки и телефонных переговоров, работать с проверенными контрагентами и не забывать своевременно обращаться за юридической помощью. Еще важно поэтапно и максимально полно фиксировать ход работ, включая видеонаблюдение на строительных площадках и детальную съемку скрытых работ, добавляет Плесовских. «Ошибки или сознательные нарушения проще предотвратить на стадии планирования, чем потом разбираться с последствиями в суде», — резюмирует Ушакевич.

Правильно действовать важно и на этапе следствия. В этом случае ключевая рекомендация — предоставить документальное подтверждение выполненных работ, подчеркивает Завязкина. Это могут быть акты приемки, платежные документы и переписка с заказчиком, которая покажет, что причины увеличения стоимости или сроков были согласованы и признаны уважительными. 

Добросовестность намерений исполнить контракт может подтвердить оформленная банковская гарантия и прозрачная финансовая отчетность, из которой будет следовать, что компания была способна выполнить условия договора.

Анастасия Завязкина, юрист Забейда и партнеры Забейда и партнеры Федеральный рейтинг. группа Уголовное право

Адвокат BFL | АБ «Китсинг и партнеры» BFL | АБ «Китсинг и партнеры» Федеральный рейтинг. группа Фармацевтика и здравоохранение (медицина и здравоохранение) группа Уголовное право Дарья Козырева отмечает, что стратегия защиты в уголовных делах, связанных с госзаказом, во многом зависит от претензий правоохранителей, особенно от расчета ущерба. Если исполнителю вменяется завышение цены контракта относительно рыночной, что подтверждается экспертным заключением, важно обратиться к специалисту для проведения встречного расчета. «Эксперт должен учесть все отраслевые нюансы, которые могли быть упущены при первоначальной оценке», — подчеркивает эксперт.

Когда обвинение заключается в завышении объема работ, необходимо привлекать дополнительных специалистов. На практике поставщики часто выполняют дополнительные работы по просьбе заказчика, которые не отражены в документации. Например, помимо облицовки фасада здания, указанной в контракте, исполнитель его покрасил, поясняет Козырева. При этом при расчете ущерба учитывается не вся сумма контракта, а только невыполненная часть (приговор Ленинского районного суда Ставрополя по делу № 1-446/2023). Поэтому важно документально подтвердить все фактически выполненные работы.

Если предмет контракта формально отклоняется от технического задания, Козырева рекомендует сосредоточиться на доказательстве аналогичности или максимального сходства поставленной продукции. Важно также подтвердить, что заказчик был осведомлен об изменениях (приговор Заводоуковского районного суда Тюменской области по делу № 1-114/2023). 

Чтобы минимизировать риски при выполнении гособоронзаказа и избежать ошибок, подготовили чек-лист с рекомендациями экспертов. Он поможет систематизировать процесс и ничего не упустить.