1 января 2017 года бельгийская Entrematic Belgium nv (позже стала Dynaco Europe ny) заключила лицензионный договор, по которому разрешила компании «Технодор» использовать свою технологию и продавать свою продукцию. По условиям сделки лицензиат обязался закупать детали прямо у бельгийского контрагента. Кроме того, «Технодор» за все это пообещал выплачивать роялти (платежи за пользование технологией). Причем стороны установили обязательный минимальный размер вознаграждения без учета объема продаж.
16 марта 2018-го дистрибьютор задекларировал и ввез через границу комплектующие. После Саратовская таможня провела проверку и выявила нарушения. По мнению ведомства, «Технодор» незаконно не включил в таможенную стоимость сумму роялти. Последний выплатил начисленные таможней платежи в размере 2,4 млн руб., но с самим требованием не согласился и обратился в суд, чтобы его оспорить и вернуть деньги (дело № А57-16033/2023).
Три инстанции удовлетворили иск. Они исходили из того, что в конкретном случае роялти не подпадает под список ст. 40 Таможенного кодекса ЕАЭС. Кроме того, ответчик, по их мнению, якобы мог купить ввозимый товар без уплаты лицензионных платежей.
Саратовская таможня с таким толкованием кодекса не согласилась, как и с остальными выводами нижестоящих инстанций. Она подала кассационную жалобу в Верховный суд, в которой настаивает, что роялти надо включать в таможенную стоимость ввозимого товара. Свои доводы ведомство подкрепляет рекомендациями Коллегии Евразийской экономической комиссии № 20, которые прямо предусматривают подобную ситуацию.
Судья ВС Денис Тютин передал жалобу на рассмотрение. Экономколлегия оценит доводы таможни 30 апреля.