ВС указал на неправильное толкование договорных обязательств по инвестквотам без учета условий инвестиционного проекта.
Росрыболовство взыскало с компании «Витязь-Авто» 1,98 млрд руб. штрафа за нарушение условий договора о предоставлении инвестквоты. По условиям соглашения, компания обязалась ежегодно перерабатывать на построенном заводе не менее 70% совокупного объема квот на вылов минтая и сельди. Три инстанции удовлетворили иск, сославшись на данные ФГИС «Меркурий», согласно которым объем произведенной рыбопродукции из минтая составил лишь 35,6% от инвестквоты вместо требуемых 70%.
Верховный суд отменил решения. В таком споре надо исследовать инвестиционный проект, который составляет неотъемлемую часть договора. В бизнес-плане предусматривалась переработка сельди не на заводе, а на судах флота, а также возможность замены поставок минтая на другие виды рыбы из промышленной квоты. При толковании условий договора нужно учитывать буквальное значение слов, сопоставлять с другими условиями и рассматривать договор в системной связи с инвестиционным проектом.
ВС также разъяснил порядок применения изменений в рыболовном законодательстве. С 2023 года Закон о рыболовстве установил новые требования к переработке — не менее 60% квоты в течение двух лет подряд. Эти изменения имеют обратную силу, но для инвестора предусмотрено право пересчитать показатели с применением повышающих коэффициентов за предыдущие периоды. Кроме того, изменилась формула расчета штрафов — размер снижен до 50% от финансового обеспечения.
С учетом этих разъяснений спор вернули на новое рассмотрение в первую инстанцию (дело № А40-107336/2023).
