Госдума сегодня приняла в третьем, окончательном чтении три закона о будущем судебной системы после упразднения Высшего арбитражного суда, который внес президент Владимир Путин. Депутатам потребовалось около минуты, чтобы отправить "обновленный" Верховный суд работать в Санкт-Петербург и установить особые правила для формирования его первоначального состава. О картотеке арбитражных дел, которую просил сохранить ликвидируемый ВАС, ни слова не прозвучало.
После новогодних каникул депутаты продолжили перекраивать судебную систему. На следующей неделе Совет Федерации, дождавшийся положительных отзывов от регионов, должен одобрить изменение Конституции, по которому ВАС будет упразднен, а в стране появится "единый" ВС. Госдума тем временем успела принять в первом чтении третий блок поправок в законодательство от Владимира Путина, регулирующее судебную систему ("Судебной реформе добавили позитива"). Он меняет правила формирования составов президиумов судов областного звена, реформирует деятельность Судебного департамента при ВС РФ, которому, в частности, придется отвечать за организационное обеспечение не только судов общей юрисдикции, но и арбитражных судов.
Сегодня же парламентарии вернулись ко второму пакету законопроектов от президента, которые успели принять в 2013 году только в двух чтениях. Как оказалось, никаких новых изменений депутаты предлагать к ним не стали. Документы предусматривают, что "единый" ВС будет рассматривать не только дела, которые подсудны ВС сейчас, но и экономические споры. Всего в его состав будут входить 170 судей, которых распределят по семи коллегиям: апелляционной, по административным и гражданским делам, по уголовным делам, по экономическим спорам, военную коллегию переименуют в "коллегию по делам военнослужащих" и дисциплинарная коллегия для судей, недовольных решениями квалификационных коллегий.
Желающим попасть на должность судьи в "единый" ВС придется выдержать "специальный" конкурс: сдать квалификационный экзамен Специальной экзаменационной комиссии (исключение сделано для действующих судей), преодолеть конкурсный отбор через Специальную квалифколлегию, которая вместо ВККС займется подбором сотрудников. Нынешние судьи ВАС и ВС, которые не попадут в новую "вышку", лишатся полномочий с формулировкой "отказ судьи от перевода в другой суд в связи с упразднением или реорганизацией суда". Про сотрудников аппарата говорится кратко — те, кто не получит место в новом ВС, может рассчитывать на "гарантии и компенсации, предусмотренные законодательством при сокращении должностей федеральной государственной гражданской службы или упразднении госоргана".
Ко второму чтению в конце 2013 года Высший арбитражный суд предлагал свои поправки в законопроекты. Но большая часть его просьб не была услышана. Депутаты отказались поддержать изменения в проект "О Верховном Суде Российской Федерации", согласно которым в рабочем состоянии должны были остаться все информационные ресурсы арбитражных судов, включая их официальные сайты, интернет-портал арбитражных судов, картотека арбитражных дел, банк решений арбитражных судов, а также "система подачи документов в арбитражные суды в электронном виде, система делопроизводства в арбитражных судах, система электронного документооборота, система единого штатного расписания". По задумке ВАС, поддержкой этих ресурсов должны были заняться сам "единый" ВС и Судебный департамент при ВС. Будет ли определена судьба этих баз в других законах — пока неясно, в третьем пакете судебной реформы от Владимира Путина об их судьбе не говорится ни слова, а лишь упоминается ГАС "Правосудие".
Глава думского комитета по госстроительству, единоросс Владимир Плигин, представляя коллегам сегодня законопроекты, был лаконичен и ограничился словами о том, что они готовы к третьему чтению, а у правового управления Госдумы замечаний нет. Его коллега по фракции Дмитрий Вяткин призывал депутатов голосовать "за". "Наша фракция подтверждает поддержку той реформы, которая проводится по инициативе президента о создании единой высшей судебной инстанции, — сказал он. — Все те законопроекты, которые необходимо принять и одобрить в связи с проводимой реформой, мы планируем поддержать". В заключение он заметил, что "аргументация высказывалась уже неоднократно": это формирование "единообразной судебной практики с целью более эффективной защиты законных прав и интересов наших граждан, юрлиц".
Эсер Александр Тарнавский, ожидающий "встряски судебной системы", в очередной раз критиковал судебную систему на примере дел о защите чести и достоинства. Суть его выступления сводилась к тому, что его коллеги-депутаты навряд ли найдут там поддержку. "Во-первых, московский судья предупредит, что у него в 18.00 тренировка по теннису, поэтому дополнительных минут на прения у сторон не будет однозначно. Во-вторых, московский судья не признает порочащими даже обвинения в тяжких преступлениях, — рассуждал Тарнавский. — В-третьих, московский судья скажет, что ГК <…> следует выбросить в корзину, поскольку вы депутаты — не граждане России, а публичные лица и должны терпеть и сошлется при этом на прецедентные решения Европейского суда [по правам человека]".
Против проектов были только коммунисты. Юрий Синельщиков напомнил, что закон был призван определить технику объединения судов и определить правовой статус разъяснений нового ВС. "С первой задачей авторы законопроекта в основном справились, а от решения второго вопроса уклонились", — заметил он. Он сетовал, что ВС не получил права издавать обязательные для нижестоящих судов разъяснения по вопросам судебной практики. Сейчас такое по закону "Об арбитражных судах в РФ" (ст.13) есть у Высшего арбитражного суда: его пленум принимает постановления, обязательные для арбитражных судов. (Подобрее, почему Госдума отказалась поддержать эту идею, здесь "Госдума отбилась от прецедентного права").
С текстом законопроекта № 390470-6 "О Верховном Суде Российской Федерации" можно ознакомиться здесь.
С текстом законопроекта № 390479-6 "О порядке отбора кандидатов в первоначальный состав Верховного Суда Российской Федерации, образованного в соответствии с Законом Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации "О Верховном Суде Российской Федерации и прокуратуре Российской Федерации" можно ознакомиться здесь.
С текстом законопроекта № 390478-6 "О внесении изменений в Федеральный конституционный закон "О судебной системе Российской Федерации" можно ознакомиться здесь.