ПРАВО.ru
Репортаж
22 января 2014, 1:22

Судебной реформе добавили позитива

Судебной реформе добавили позитива
Фото с сайта www.pnp.ru

Госдума проголосовала сегодня в первом чтении за третий пакет законопроектов, с помощью которых проводится судебная реформа Владимира Путина, предусматривающая создание одного высшего суда на месте нынешних ВС и ВАС. Полпред президента в нижней палате Федерального  Собрания Гарри Минх заверил депутатов, что "весь наработок Высшего арбитражного суда" будет "воспринят новым составом Верховного", а Судебный департамент при ВС, полномочия и ответственность которого расширяются, "сработает не хуже, чем работает сейчас". Один же из депутатов покритиковал существующий сейчас, по его мнению, непорядок в правоприменении: нижестоящие суды общей юрисдикции игнорируют Пленум ВС.

Изменения в Конституцию об упразднении Высшего арбитражного суда и создании "единого" Верховного суда запустили процесс широкой корректировки законодательства о судебной системе. В конце 2013 года президент Владимир Путин внес в Госдуму второй и третий пакеты законопроектов о судебной реформе. До новогодних каникул депутаты успели принять в двух чтениях второй блок поправок, по которому "обновленный" ВС разместится в Санкт-Петербурге, а отбором первоначального состава для него займутся специальные экзаменационная комиссия и квалификационная коллегия. В новой высшей судебной инстанции будет 170 судей, их распределят по семи коллегиям. 

Сегодня парламентарии рассматривали в первом чтении третий блок новелл. Изменения в несколько десятков законов, в частности, предусматривают исключение из них упоминания о ВАС, а также частично урезаются полномочия президента при назначении судей. Состав президиумов судов областного звена будет утверждать Пленум ВС по представлению председателя соответствующего суда и при наличии положительного заключения квалификационной коллегии судей. Сейчас утверждать членов президиумов таких судов — право президента. Он это делает по представлению ВС и при наличии положительного заключения соответствующей ККС.

Реформированию подвергнется и Судебный департамент при ВС, которому предстоит отвечать за организационное обеспечение не только судов общей юрисдикции, но и арбитражных судов. При этом структура Суддепа и перечень подразделений должны будут утверждаться решением его коллегии по согласованию с Советом судей. Под двойным контролем — со стороны руководителя суда и подразделений Суддепа - будут работать администраторы в судах общей юрисдикции областного звена, а также в арбитражных судах. Назначать и освобождать их от должности будет начальник структурного подразделения ведомства по представлению главы соответствующего суда. Схожий алгоритм предложен и для райсудов, только там фигурируют местные управления Суддепа.

Полномочный представитель президента в Госдуме Гарри Минх, представляя третий пакет законопроектов о судебной реформе, обошелся без подробностей. Он акцентировал внимание на том, что документы предусматривают передачу полномочий ВАС Верховному суду, а закон "О дисциплинарном судебном присутствии" признается утратившим силу. Вместо ДСП в "едином" Верховном суде появится дисциплинарная коллегия, где будут разбираться жалобы судей на вынесенные им наказания. Глава думского комитета по госстроительству, единоросс Владимир Плигин тоже не стал углубляться в тексты законопроектов, а лишь отметил, что они дают ответы на многие вопросы, которые возникали на этапе обсуждения поправки к Конституции.

Когда же дошла очередь до вопросов к докладчикам, депутат от ЛДПР Дмитрий Савельев, упомянув про "высокий уровень информатизации арбитражных судов, попросил у Гарри Минха прогноз, чего можно ждать от Судебного департамента в ситуации, когда у него возникает большой объем новой работы по организационному обеспечению судов. "Не потеряем ли мы специалистов, которые поддерживали и совершенствовали информационную систему арбитражных судов? Хотелось бы узнать судьбу баз данных? Сохранится ли преемственность?" — перечислял он вопросы.

"Безусловно, преемственность сохранится, — заверил его Минх. — Весь объем наработок, который был сделан в ВАС, будет, естественно, воспринят новым составом ВС". А потенциал Суддепа у полпреда сомнений не вызывают. По его словам, у этого ведомства "есть достаточно позитивный опыт работы с судами общей юрисдикции", а их гораздо больше, чем арбитражных. "В этом плане, я думаю, что Суддеп сработает не хуже, чем работает сейчас, — говорил Минх. — Здесь мои прогнозы достаточно позитивны".

Позитивно был настроен и эсер Александр Тарнавский, называвший законопроекты "добротными, хорошими, профессиональными". Он повторил основной довод инициаторов реформы ("сегодня в судебной системе беда – в одних и тех же ситуациях судьи принимают противоположные решения"), но затем вдруг принялся критиковать суды общей юрисдикции. По его словам, они "не считают нужным ориентироваться на постановления Пленума ВС, и поступают по своему усмотрению в очень многих случаях", касающихся политических дел. Коррупционерам, расхитителям дают минимальные сроки, а люди, которые, условно, украли мешок карточки, получают большие, рассуждал эсер.

О замечаниях Верховного и Высшего арбитражного судов к законопроектам депутаты на пленарном заседании не говорили. В частности, ВС выступает категорически против отмены права на льготное увольнение из армии или приостановление военной службы контрактникам при назначении их судьями военных судов или военной коллегии ВС. Верховный суд настаивает, что это существенно затруднит формирование таких судов, а для убедительности напоминает депутатам, что сейчас военная служба приостановлена у 62 военных судей, и в случае принятия новеллы "их правовой статус станет неопределенным". В свою очередь ВАС недоволен тем, что авторы законопроектов забыли про Суд по интеллектуальным правам при формировании органов судейского сообщества. Высший арбитражный суд рекомендует вписать в законопроект норму, по которой от СИП на Всероссийский съезд судей и в Совет судей должны делегироваться по два представителя, а заодно предусмотреть представительство этого суда в Высшей квалификационной коллегии судей наравне с судьями окружных арбитражных судов.

В результате третий пакет поправок в законодательство о судебной реформе, инициированной Путиным, был принят практически единогласно.

С текстом законопроекта № 409207-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием закона РФ о поправке к Конституции РФ "О Верховном суде Российской Федерации и прокуратуре Российской Федерации" можно ознакомиться здесь.

С текстом законопроекта № 409189-6 "О внесении изменений в отдельные федеральные конституционные законы в связи с принятием закона РФ о поправке к Конституции РФ "О Верховном суде Российской Федерации и прокуратуре Российской Федерации" и признании утратившим силу федерального конституционного закона "О Дисциплинарном судебном присутствии" можно ознакомиться здесь.

С текстом законопроекта № 409194-6 "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации" можно ознакомиться здесь.