Надзорные органы и силовики продолжают увеличивать давление на бизнесменов, хоть и отчитываются об обратном. Плановых проверок стало меньше, но при этом растет число внеплановых, и в сумме их стало больше. Возросло и количество уголовных дел в отношении предпринимателей. Об этом в интервью "Ведомостям" рассказал бизнес-омбудсмен Борис Титов.
В своем послании президент заявил о 200 000 возбужденных уголовных дел, напомнил уполномоченный по правам предпринимателей, однако на следующий год их стало уже 230 000. А за первое полугодие 2016-го на четверть выросло число дел по ст. 159 УК (мошенничество), по ней возбуждают порядка 80% дел против бизнесменов, подчеркнул Титов. Незначительно снизилось количество случаев заключения под стражу и количество домашних арестов, однако цифры все еще внушительные, добавил он.
Вместе с тем Титов подчеркнул, что усилиями его аппарата решается "где-то 30% вопросов". "Например, наши инициативы вошли в законопроект о либерализации уголовного законодательства (разрабатывала комиссия во главе с руководителем администрации президента Сергеем Ивановым – прим. ред.). Об усилении ответственности силовых структур мы первые начали говорить", – отметил омбудсмен (см. "Титов предлагает строже наказывать за незаконные дела против бизнесменов" и "Президент подписал закон об усилении ответственности за преследование бизнеса").
Теперь следователь 10 раз поразмыслит, прежде чем заводить уголовное дело на предпринимателя, говорит Титов. При этом он добавляет, что выступал за несколько иную схему: введение новой статьи, а не просто ужесточение ответственности по уже существующей. Однако комиссия Иванова сочла, что это чересчур "круто", подчеркивает омбудсмен. "Мы также предлагали ввести административную ответственность за незаконные процессуальные действия – арест имущества, неправильный обыск, неправильные следственные действия. К сожалению, тоже не прошло, – подытоживает Титов. – И по 159-й, ее вообще переделывать надо, там структура неправильная. Но главное, по основной части статьи наказание должно быть ниже, чем по всем остальным".
Уполномоченный также выступает за введение суда присяжных по самым тяжелым составам статей об экономпреступлениях. Присяжные в таком случае должны оценивать наличие умысла. Сейчас 159-ю статью связывают с простым неисполнением договоров, непогашением кредитов, однако при этом следует доказать заведомый умысел, подчеркивает Титов. То есть гражданин, беря кредит, должен был заранее знать, что его не вернет, – это считается мошенничеством. А если ему помещали какие-либо обстоятельства – это уже нарушение условий договора. Вот для этого необходима коллегия присяжных, подчеркивает Титов. Кроме того, он считает, что и апелляционные, и конституционные инстанции следует удалить от места основного суда (см. "Совфед подготовил законопроект о создании окружной кассации и апелляции в системе СОЮ").
По мнению бизнес-омбудсмена, Пленум Верховного суда в конце прошлого года дал очень важное разъяснение относительно ареста бизнесменов (см. "Пленум Верховного суда принял постановление по "экономическим" преступлениям"). "Я потом подошел к Лебедеву и поблагодарил его за то, что он это сделал. Потому что это геройский поступок в той ситуации, когда все против, – сказал Титов. Этот запрет на арест бизнесменов следователи воспринимают как социально несправедливый. То есть почему всех арестовывают, а предпринимателей нельзя?" Вместе с тем после разъяснений ВС не было ни одного случая заключения бизнесменов под стражу, хотя и имелись попытки, отмечает уполномоченный. Сейчас его аппарат составил перечень всех предпринимателей, которые содержатся в СИЗО без правовых оснований, и направил его в ВС и в прокуратуру. При этом с последней уже достигнута договоренность о том, чтобы поднять все эти дела и направить их пересмотр меры пресечения. Титов выразил надежду, что за счет этого удастся освободить еще пару десятков бизнесменов.