У компании-перевозчика на белорусской таможне отобрали груз и оштрафовали. Спор, в рамках которого перевозчик пытается отсудить убытки с экспедитора и поставщика, дошел до Верховного суда.
Компания "Нордвольф" перевозила макароны, крупу и муку из Воронежской области в Калининградскую. На границе с Белоруссией местные таможенники задержали машину фирмы, изъяли весь груз и оштрафовали "Нордвольф" на 3,6 млн белорусских руб. (14 000 российских руб.) за отсутствие оригинала фитосанитарного сертификата на продукцию. Тогда пострадавшая компания решила взыскать сумму штрафа и убытки в размере цены изъятого груза (615 000 руб.) с экспедитора, компании "Вираж", и поставщика – "Зерноресурс Экспорт". Первая инстанция отказала заявителю, сославшись на ст. 3 Конвенции о международной дорожной перевозке грузов, заключенной в 1956 году (дело № А21-5325/2016). В этой норме указано, что перевозчик отвечает не только за свои действия, но и за действия всех участников перевозки.
Другого мнения была апелляция, которая удовлетворила иск "Нордвольфа", сославшись на ст. 11 той же Конвенции. В этом положении прописано, что отправитель груза обязан передать перевозчику все нужные документы на товар. АС Северо-Западного округа, наоборот, поддержал решение первой инстанции, так как не признал штраф и стоимость груза убытками. Кроме того, первая кассация не обнаружила причинно-следственной связи между расходами истца и действиями ответчиков по делу.
В своей жалобе в Верховный суд "Нордвольф" просит засилить позицию апелляции, уверяя, что к спорной ситуации надо применить ст. 11 Конвенции. Однако экономколлегия отменила решения судов нижестоящих инстанций и отправила дело на новое рассмотрение.