Ряд депутатов-единороссов сегодня на заседании Госдумы предложил поручить Комиссии ГД по мандатным вопросам и вопросам этики рассмотреть факты, изложенные в письме главы СКП РФ Александра Бастрыкина спикеру Госдумы Борису Грызлову по поводу депутатских запросов в СКП РФ.
Депутат-единоросс Борис Резник сообщил, что, по мнению главы СКП РФ, депутаты вмешиваются в дела следствия.
По словам представителя "Единой России" Александра Хинштейна, письмо поступило 13 октября 2009 года. В нем Бастрыкин утверждает, что "депутаты зачастую обращаются в его адрес необоснованно, вмешиваются в неприсущие им полномочия участников уголовного судопроизводства, используют депутатский статус в личных целях, участвуют в политических и пропагандистских кампаниях".
В письме приводятся конкретные примеры и упоминаются депутаты из различных фракций, которые обращались в СКП РФ.
"Прошу в этой связи поручить Комиссии по мандатным вопросам и вопросам депутатской этики изучить каждый из приведенных примеров, проинформировать о результатах депутатов Госдумы и в случае, если изложенные факты не подтвердятся, повторно рассмотреть данный вопрос. Депутатские запросы, которые парламентарии рассылают в профильные ведомства, относятся к их полномочиям и закреплены законодательно", — заявил Хинштейн.
В письме Бастрыкина, направленном в Госдуму еще месяц назад, отмечается "тенденция к увеличению количества поступающих запросов и обращений депутатов". Так, в первом полугодии 2009 года разрешен 401 запрос и обращение, что на 10 процентов больше, чем в аналогичном периоде прошлого года, говорится в письме. Тематика подавляющего большинства обращений депутатов связана с расследованием преступлений.
Как отмечает в письме глава СКП, "главным образом депутаты обращаются в интересах граждан — участников уголовного судопроизводства (подозреваемых, обвиняемых, потерпевших)". В основном содержатся просьбы о проверке доводов заявителей о необоснованно принятых по уголовным делам, на взгляд заявителей, процессуальных решениях (о привлечении к уголовной ответственности, избрании меры пресечения и прочее).
Бастрыкин утверждает, что, как правило, заявители — лица, являющиеся участниками уголовного судопроизводства, либо их родственники — "обращаются к депутату после того, как в удовлетворении их требований им ранее было отказано уполномоченными должностными лицами органов следствия, прокуратуры и суда".
В связи с этим подобные запросы являются необоснованными, и в их удовлетворении следственные органы отказывают. Так, из 401 запроса и обращения удовлетворено лишь 23 (то есть 5,7%) отмечается в письме.
Бастрыкин полагает, что поступающие в СКП депутатские запросы и обращения по вопросам следствия свидетельствуют о том, что "использование данной формы парламентского контроля не всегда соответствует ее целям и задачам". Он полагает, что при обращениях в следственные органы "отдельные депутаты порой стремятся реализовать не присущие им полномочия участников уголовного судопроизводства".
Он подчеркивает, что "имеют также место факты использования депутатского статуса в личных целях". "Так, депутат Госдумы Юрий Медведев, обращаясь в следственное управление по Пермскому краю в интересах своего сына Медведева А.Ю., подозреваемого в соучастии в совершении убийства, указывал на нарушения уголовно-процессуального законодательства, якобы допущенные следствием", — говорится в письме. "Доводы Медведева Ю.Г. были тщательно проверены и своего подтверждения не нашли", — отмечает глава СКП.
По мнению Бастрыкина, большое количество однотипных депутатских обращений по отдельным уголовным делам позволяет говорить о проведении подобным образом "своеобразных политических кампаний в интересах конкретных лиц".
По уголовному делу в отношении замминистра финансов Сергея Сторчака поступило 16 обращений с ходатайствами об изменении обвиняемому меры пресечения: два — от членов СФ и 14 — от депутатов Госдумы, говорится также в письме.
Значительное количество необоснованных обращений направляются в следственные органы исключительно в пропагандистских целях, утверждает глава СКП.