Никакие милицейские скандалы не сказываются на карьере министра внутренних дел Рашида Нургалиева, как произошло бы с любым его европейским коллегой. Журналистам стало известно, что кадровые перемены в верхушке МВД возможны только в новом году и при определенных условиях. Если ход реформы МВД будет признан успешным, Рашид Нургалиев продолжит работать главным милиционером страны. Но если градус общественного негодования по поводу действий МВД не снизится, всю вину на себя за провал реформы придется взять нынешнему министру.
Преступная хроника, где "в главных ролях" выступают милиционеры, множится каждый день. Сколько арестовано российских высокопоставленных милиционеров (один глава МВД Бурятии Виктор Сосюра чего стоит), трудно подсчитать. В любой европейской стране министр ушел бы в отставку после первого громкого скандала с участием его подчиненных. Например, в 2008 году сразу после ареста двух высокопоставленных офицеров полиции за злоупотребление властью ушел с поста болгарский министр внутренних дел Румен Петков.
Между тем на руководстве МВД скандалы никак не сказываются. Недостатки в работе МВД признают на всех уровнях власти, но министр Нургалиев продолжает ловко избегать персональной ответственности. Его уже даже прозвали "непотопляемым". "Неуязвимость Нургалиева — это всего лишь миф, на самом деле, как мне объяснили в президентской администрации, его сегодня просто некуда деть, — объясняет руководитель Центра политической информации Алексей Мухин. — Все почетные „синекуры“, вроде секретаря cовбеза, уже заняты. А ловкий маневр Минтимира Шаймиева сделал неактуальным перемещение Нургалиева на пост президента Татарстана. В связи с этим Кремль и взял паузу в отношении кадровых перестановок в МВД".
В самом МВД информация другая. "По нашим данным, министру Нургалиеву отведен срок до нового года, за который он должен снизить градус общественного негодования от действий милиции, — рассказал источник в центральном аппарате МВД. — Ему поручено претворять в жизнь начатую реформу МВД. Но уже к концу года он должен предоставить ощутимые результаты. Если реформа провалится, то вся ответственность ляжет на плечи Нургалиева, и ему придется уйти".
В МВД указывают, что "успешность" реформы МВД будет оцениваться по нескольким критериям. "До допустимого уровня должно снизиться количество уголовных дел, по которым проходят милиционеры, в отношении высокопоставленных представителей МВД уголовных дел не должно быть вообще; должна снизиться статистика коррупционных уголовных дел. Кроме того, будут приниматься во внимание отчеты правозащитных и общественных организаций о деятельности МВД и мониторинг СМИ", — говорит источник в министерстве.
В пресс-центре МВД России вчера отказались прокомментировать данную информацию.
Между тем эксперты давно призывают к "смене власти" в МВД. "Пока столичным ГУВД руководил Владимир Пронин, московские милиционеры почти из всех скандалов выходили сухими, — напоминает адвокат Игорь Кустов. — Как только пришел Владимир Колокольцев, за любую провинность стали наказывать не только нашкодивших милиционеров, но и их начальников. В МВД же министр прежний, и подход не меняется. Свежий пример: полковник стреляет в метро, СКП заводит на него уголовное дело, а МВД оправдывает его, списывая все на самооборону".
В случае же провала реформы, по словам источника в МВД, самым вероятным сменщиком Нургалиева считается его первый заместитель Михаил Суходольский. "Процентов 60-70 вероятности, что именно ему предстоит менять облик МВД", — отметил милицейский источник. Другим, менее вероятным кандидатом в сменщики Нургалиева в МВД называют человека со стороны. "Если наш министр не справится с реформой, ее могут поручить чиновнику не из милицейской системы, как это ранее произошло в Минобороны", — отметил источник.
Эксперты, в свою очередь, сомневаются в назначении гражданского министра. МВД извне не управляемо, и Кремль не рискнет своими руками создавать плохо контролируемую силовую структуру, объясняют они. "В 2001 году в МВД уже был назначен „беспогонный“ Борис Грызлов, — напоминает г-н Мухин. — Успеха этот эксперимент не имел, поскольку милицейские генералы отказались подчиняться гражданскому. Более того, именно тогда были заложены основы милицейской генеральской вольницы, последствия которой верховная власть ощущает до сих пор".
Что надо сделать и что уже делается, чтобы повысить качество и профессионализм милицейской службы и — главное — вернуть доверие наших граждан, рассказал 10 марта сенаторам и депутатам Госдумы министр внутренних дел России Рашид Нургалиев. Самое главное, работу милиции, как считает министр, должны оценивать сами граждане. Поэтому в одном из своих приказов Рашид Нургалиев отменил так называемую "палочную систему". В "зачет" пойдут раскрытые тяжкие и особо тяжкие, в том числе "резонансные", преступления. И — мнение о своих правоохранителях местных жителей. По сути, схема реформирования МВД обозначена в Указе президента России "О мерах по совершенствованию деятельности органов внутренних дел Российской Федерации". Рашид Нургалиев рассказал, что через два года численность милиции действительно будет уменьшена на 20%, как и потребовал президент. Причем сокращаться будут в основном управленцы, чтобы высвободить силы и средства для тех подразделений, кто реально борется с преступностью. По словам министра, уберут несвойственные функции милиции. Сейчас около 120 законов ставят милиционерам самые разные задачи. В их числе — административное выдворение иностранных граждан и вообще неграждан из России, содержание медвытрезвителей, техосмотры. И это — только то, что озвучил президент. А милиционеры еще доставляют призывникам повестки из военкоматов, подменяют судебных приставов, даже ищут пропавших домашних животных. Рашид Нургалиев считает, что все милицейские функции должны быть исчерпывающе прописаны только в одном Законе — "О милиции". Подготовка поправок в этот законодательный акт поручена новому статс-секретарю — заместителю министра внутренних дел Сергею Булавину.