Законопроект подготовлен по итогам анализа правоприменительной практики и мартовских обсуждений в Совете Федерации, следует из пояснительной записки к нему. Документ предусматривает перераспределение функций между муниципальными и региональными органами контроля (надзора).
Сейчас наблюдается дублирование полномочий между уровнями власти, что затрудняет привлечение управляющих компаний к ответственности. Суды неоднократно сталкивались с разночтениями: в одних случаях муниципальные органы признавали правомочными по вопросам, связанным с обязательными требованиями лицензионного контроля управления в многоквартирных домах, а в других — нет. Такое положение создало правовую неопределенность.
Авторы инициативы указывают на ограниченность административных полномочий муниципалитетов. Например, они не могут составлять протоколы об административных правонарушениях в отношении управляющих компаний. Такие документы уполномочены оформлять органы Госжилнадзора.
По законопроекту предлагается упразднить муниципальный жилищный контроль с одновременным закреплением регионального государственного жилищного надзора в отношении жилищного фонда вне зависимости от его формы собственности. Таким механизмом уже воспользовались Воронежская и Тюменская области. Предполагается, что изменения повысят эффективность контроля и усилят защиту прав жильцов.
Законопроект № 958050-8 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»