Минфин РФ от имени правительства России подготовил проект отрицательного заключения на поправки в часть вторую Налогового кодекса РФ, в соответствии с которыми не признаются налогоплательщиками лица, являющиеся инвалидами, а также родители, воспитывающие детей инвалидов.
По сообщению пресс-службы Минфина, проект федерального закона "О внесении изменений в статьи 357 и 358 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" (далее — законопроект) был внесен в Государственную Думу депутатом ГД К. Новиковой.
Как говорится в проекте отзыва правительства, статьей 1 законопроекта предлагается статью 357 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) дополнить нормой, в соответствии с которой не признаются налогоплательщиками лица, являющиеся инвалидами, а также родители, воспитывающие детей инвалидов. При этом подпункт 2 пункта 2 статьи 358 Кодекса предусматривается признать утратившим силу.
Согласно статье 358 Кодекса объектом налогообложения по транспортному налогу признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Кроме того, в соответствии с подпунктом 2 пункта 2 статьи 358 Кодекса не являются объектом налогообложения по транспортному налогу автомобили легковые, специально оборудованные для использования инвалидами, а также автомобили легковые с мощностью двигателя до 100 лошадиных сил (до 73,55 кВт), полученные (приобретенные) через органы социальной защиты населения в установленном законом порядке.
Данная льгота предоставляется инвалидам при наличии соответствующих медицинских показаний и в реабилитационных целях. Такие автомобили рассматриваются в качестве технических средств реабилитации.
Однако законопроектом предлагается значительное расширение контингента инвалидов, которым предлагается предоставить льготы по транспортному налогу, путем включения в их число лиц всех категорий инвалидов, а также родителей, воспитывающих детей инвалидов, вне зависимости степени ограничения группы инвалидности, видов транспортных средств, мощности двигателя транспортного средства.
В пояснительной записке к законопроекту обращается внимание, что инвалиды, приобретающие легковые автомобили за счет собственных средств, не имеют льготы по транспортному налогу. В то же время члены семей, на которых переоформлены инвалидами автомобили, полученные через органы социальной защиты, не уплачивают транспортный налог.
На основании статьи 357 Кодекса налогоплательщиками по транспортному налогу признаются лица, на которых в установленном порядке зарегистрированы транспортные средства.
Установленная подпунктом 2 пункта 2 статьи 358 Кодекса норма во взаимосвязи с нормами статьи 357 Кодекса предусматривает освобождение именно инвалидов, на которых зарегистрированы транспортные средства, в виде исключения из состава объектов налогообложения автомобилей, выданных им бесплатно, приобретенных на льготных условиях в установленном порядке или за счет собственных средств, при наличии соответствующих медицинских показаний и в реабилитационных целях.
Предусмотренное законопроектом освобождение от транспортного налога всех категорий инвалидов и родителей, имеющих детей инвалидов, не согласуются с основными направлениями налоговой политики, определенными в разделе II Бюджетного послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 25.05.2009 "О бюджетной политике в 2010-2012 годах", согласно которым необходима активная работа по инвентаризации и оптимизации установленных федеральным законодательством льгот по региональным налогам, расширение налоговой автономии региональных властей.
Кроме того, транспортный налог относится к региональным налогам и полностью формирует доходную базу субъектов Российской Федерации, в связи с чем принятие законопроекта приведет к уменьшению доходов региональных бюджетов.
Согласно статье 356 Кодекса льготы по транспортному налогу могут предусматриваться законами субъектов Российской Федерации, следовательно, вопрос о предоставлении налоговых льгот другим категориям инвалидов, имеющих транспортные средства, а также родителям, воспитывающих детей инвалидов, может быть решен в рамках полномочий, предоставленных Кодексом органам законодательной (представительной) власти субъектов Российской Федерации.
Обращаем также внимание, что в соответствии с Федеральным законом от 24.11.1995 № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" предусмотрены специальные положения о воспитании и обучении "детей-инвалидов", а также о компенсации затрат родителей на эти цели из бюджетов субъектов Российской Федерации.
Статья 3 законопроекта не согласуется с положениями статьи 5 Кодекса, так как предусматривает вступление в силу Федерального закона вне зависимости от даты его официального опубликования.
Кроме того, по законопроекту имеется замечание юридико-технического характера, а именно в статьях 1 и 2 законопроекта неверно указаны источники официального опубликования статей 357 и 358 Кодекса и Федерального закона от 24.07.2002 № 110-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации".
"На основании вышеизложенного, Правительство Российской Федерации не поддерживает представленный проект федерального закона," — говорится в проекте заключения, подготовленном в Минфине.