ПРАВО.ru
Новости
30 марта 2010, 12:42

Верховный суд разъяснил, как правильно сажать водителей за решетку

Верховный суд разъяснил, как правильно сажать водителей за решетку
Верховный суд РФ дал не просто интересное, а исключительно важное, особенно для водителей, разъяснение Фото Право.Ru

Верховный суд РФ дал не просто интересное, а исключительно важное, особенно для водителей, разъяснение. Если быть совсем точным, то департамент обеспечения безопасности дорожного движения МВД России попросил главный суд страны растолковать своим подчиненным — нижестоящим судам, как правильно привлекать к ответственности тех, кому по статьям за правонарушение грозит административный арест, пишет "Российская газета".

Эти рекомендации Верховного суда должен знать практически каждый. Почему? Да потому что теоретически на 15 суток может "загреметь" любой гражданин и за немалое количество нарушений. Без знаний, как все должно быть по закону, в такой ситуации не обойтись. Дело в том, что за последнее время разные суды с теми, кому грозит арест на 15 суток, ведут себя по-разному. А некоторые ушлые нарушители, как водится, и здесь нашли "дырки" в законе. После разъяснений Верховного суда ситуация должна поправиться.

Главный острый вопрос: как быть с задержанием накануне выходных или праздников? Теперь нарушителю не придется дожидаться суда в камере, если его задержали в выходной день. Впрочем, удастся ли доставить провинившегося в зал суда — вопрос открытый.

Дело в том, что судья не имеет права заочно рассматривать дела, в которых наказанием может быть административный арест. Человек, в отношении которого слушается такое дело, должен присутствовать. Это касается не только водительских статей, но и всех других, если в них предусмотрен арест. Например, за неуплату штрафа в установленные законом сроки.

У нас в стране сложилась такая практика, что этим законодательным казусом пользовались многие граждане, чтобы избежать наказания. То есть не заплатил человек штраф вовремя, дело передано судебным приставам, те ему еще раз напомнили о долге. Но человек не заплатил и в этот раз, не заплатил и позже, и вообще не хочет раскошеливаться. Тогда есть возможность возбудить новое административное дело по части 1 статьи 20.25 КоАП — за неуплату. В ней предусмотрена санкция в виде штрафа в двойном размере либо в виде административного ареста до 15 суток. Далее начинается увлекательная игра под названием "поймай нарушителя". Назначается судебное заседание, но обвиняемый на него не приходит. Суд, чтобы не канителиться, возвращает дело "автору", обосновывая это тем, что орган, возбудивший дело, не обеспечил явку виновника. А кто и каким образом должен обеспечить явку — судьи не касается. Идет время, административное разбирательство тоже имеет свои сроки. И, по сути, на этом преследование должника заканчивается до нового дела.

Казус возник вот из-за чего. В КоАП прописано, что судья должен рассмотреть дело, за которое предусмотрена такая мера наказания, как арест, в день поступления материалов. Но суды у нас работают не круглосуточно. Более того, у них есть выходные. Что делать инспектору ГИБДД, поймавшего в ночь с пятницы на субботу на дороге водителя, уже лишенного прав? Чтобы обеспечить требования судей, правоохранительные органы нашли способ все-таки привлечь такого нарушителя к ответственности. А именно задержать его вплоть до открытия суда. То есть приведенный в качестве примера "лишенец" должен томиться в камере субботу и воскресенье — два дня и две, а то и три ночи. Понятно, что такие меры вызывали вполне справедливый водительский гнев. Надо сказать, и автоинспекторов такое положение дел не устраивало. Все-таки гнев этот выливался в конечном итоге именно на их головы. Но некоторые суды почему-то поддерживали распространение подобной практики.

Например, судьи Вологодской области обязывали сотрудников ДПС при выявлении административного правонарушения, влекущего наказание в виде административного ареста, в выходные и праздничные дни осуществлять административное задержание. Кроме того, при доставлении этих несчастных, уже отсидевших в камере без приговора, сотрудники ДПС также обязаны предоставить документы, подтверждающие личность доставленного лица, например паспорт. Понятно, что, если человека поймали на дороге без прав, скорее всего, у него и паспорта при себе нет.

В некоторых судах Московской области мировые судьи требуют предоставить еще дополнительные документы, например, справку об отсутствии у правонарушителя ВИЧ-инфекции. В общем, все эти нестыковки в исполнении закона привели к тому, что департамент обеспечения безопасности дорожного движения МВД России попросил Верховный суд разъяснить, как правильно привлекать к ответственности водителей по статьям, за которые грозит административный арест. Верховный суд дал ответ в виде обзора судебной практики. Это своеобразные рекомендации для всех судей, как поступать, столкнувшись с такими статьями.

Судья может вернуть протокол только на стадии подготовки дела к слушанию. "Завернуть" дело после начала его рассмотрения судья не имеет права. Кроме того, неявка в суд лица, в отношении которого слушается дело, тоже не повод для возвращения протокола. Как считает Верховный суд, в данном случае судья должен вынести определения об отложении рассмотрения дела и о приводе этого лица. Привод осуществляется органами внутренних дел, и только ими. Ни на кого другого судья не может возложить эту обязанность. Как правило, у нас приводом занимаются участковые.

Справка. Всего в КоАП по водительской части пять статей предусматривают такую санкцию, как арест. Это управление машиной лишенным прав, управление в нетрезвом виде водителем, у которого нет прав в принципе или нужной категории. Арест может быть наложен за отказ от прохождения медосвидетельствования водителем, лишенным прав или их не имеющим, а также за оставление места ДТП. Еще арест может грозить злостным неплательщикам штрафов.

Причем в первых трех случаях арест не предполагает альтернативного наказания. Единственное, кому удастся отделаться штрафом в пять тысяч рублей по этим статьям, это беременные, женщины, имеющие детей в возрасте до 14 лет, лица младше 18 лет, инвалиды I и II групп, военнослужащие, граждане, призванные на военные сборы, имеющие специальные звания сотрудники органов внутренних дел, уголовно-исполнительной системы, пожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотиков и таможни.

Между тем, Дмитрий Медведев внес в Госдуму поправки в действующие законодательные акты, отменяющие допустимый для вождения автомобиля уровень алкоголя в крови и выдыхаемом воздухе. Три года назад, опираясь на опыт зарубежных стран, такое право автомобилистам дала ГИБДД. Глава государства посчитал, что послабление обернулось пьянством за рулем. Как сообщила пресс-служба Кремля, президент внес на рассмотрение в Госдуму поправки в ст. 19 закона "О безопасности дорожного движения", устанавливающие запрет на эксплуатацию транспортных средств "лицами, находящимися в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения". Кроме того, вносятся поправки в ст. 27.12 Кодекса РФ об административных правонарушениях (КоАП РФ), исключающие возможность управления автомобилем при уровне алкоголя в крови 0,3 грамм и в выдыхаемом воздухе — 0,15 миллиграмм.

Напомним, минимально допустимый уровень алкоголя для вождения автомобиля был установлен КоАП РФ в 2007 году, когда Госдума приняла соответствующие поправки в кодекс при поддержке ГИБДД. Готовя законопроект, Госавтоинспекция руководствовалась мировой практикой: требование установить минимально допустимый уровень алкоголя в крови и в выдыхаемом воздухе прописаны в Венской конвенции о дорожном движении, ратифицированной Россией. Вопреки распространенному мнению о том, что таким образом водителям разрешили выпить за рулем, на самом деле норма существовала для того, чтобы учитывать естественный фон, так называемый эндогенный алкоголь, который вырабатывается в ходе метаболизма в организме человека (у некоторых людей он может давать 0,1-0,2 мг содержания алкоголя в крови). Кроме того, законопроект дал гаишникам право проводить освидетельствование водителей с помощью алкотестеров прямо на месте, что существенно экономило время автовладельцев, не желавших тратить несколько часов на поездку к врачу (в случае несогласия с показаниями прибора водитель все же направлялся к врачу).