ПРАВО.ru
Новости
9 апреля 2010, 17:18

Ходорковский признался суду о кражах нефти и "несогласных" в "Юкосе"

Ходорковский признался суду о кражах нефти и "несогласных" в "Юкосе"
"До Ходорковского" нефть в цистернах просто угоняли с нефтеперерабатывающих заводов

Хамовнический суд Москвы сегодня назначил на 12 апреля заседание по уголовному делу в отношении Михаила Ходорковского. Экс-глава  ЮКОСа продолжит давать свои показания, передает корреспондент "Право.Ru" Регина Резцова.

Сегодня Ходорковский рассказал суду, что, когда пришел в ЮКОС, он создал вертикально-интегрированную нефтяную компанию, в которой была четко определена роль каждой компании, ее  функции. Все подразделения ЮКОСа работали как единая компания и имели консолидированную прибыль.

Кроме того, экс-глава ЮКОСа заявил, что добывающие компании никогда не занимались сбытом, потому что у них элементарно не было возможностей для этого, например, отсутствовал транспорт.

"Поставки на внутренний рынок шли по внутренним ценам, которые были гораздо ниже экспортных. В противном случае цены на бензин в России были бы просто запредельными. Основные поставки на внутренний рынок составляли всего 2 процента от всей нефти ЮКОСа", — отметил Ходорковский.

"Завышения цен на нефть не было", — заверил суд Ходорковский. — "Среднегодовая цена „дочек“ компании была сопоставима с ценой других нефтяных компаний на рынке. Непонятно, почему гособвинение сравнивает внутренние цены с экспортными".

Ходорковский сообщил, что, когда он пришел в ЮКОС, то компания стала покупать нефть прямо со скважины, то есть стала покупать скважинную жидкость, в которой содержится только около 30 процентов нефти.

До этого были ситуации, когда нефть в цистернах просто угоняли с нефтеперерабатывающих заводов, но с введением четкой системы это стало невозможно.

Он отметил, что до его прихода в ЮКОС куча народа кормилась от перерабатывающих заводов. Но после того как была внедрена вертикально-интегрированная система, все "кровососы" были отсечены.

"Весь технологический процесс документируется от момента, когда нефть закачивается в трубу, а потом перерабатывается,  отгружается. Но в уголовном деле отсутствует много сопроводительных документов, доказывающей мою правоту", — отметил Ходорковский.

Кроме того, Ходорковский отметил, что "полное согласие акционеров в вертикально-интегрированной компании невозможно нигде и никогда. Поэтому часть решений принимается при несогласии некоторых акционеров".

"Вся информация о деятельности компании доступна акционерам. Доступность и понятность информации обеспечивается независимыми персональными консультантами, которые и разъясняют акционерам непонятные вопросы", — заявил Ходорковский.

Он отметил, что отчетность нефтяных компаний не может быть понятна, человеку, который в этом не разбирается.

Михаил Ходорковский также заявил, что у него нет желания вступать в полемику с неспециалистами о том, как можно было вести бизнес.

"Когда прокурор Лахтин будет руководить нефтяной компаний, то он будет вести бизнес так, как сочтет правильным", — сделал выпад в сторону гособвинения Ходорковский.

Обвиняемый сказал, что нефтяные компании ведут бизнес по замкнутому циклу. "Я сам ничего не придумал, просто отладил этот механизм", — сказал Ходорковский.

"Производственный процесс не предусматривает длительный срок хранения нефти. Существуют фьючерсные сделки, то есть нефть заранее продается, может быть продана за 2 месяца до того, как будет добыта. По какой факт цене она будет реализована на момент подписания договора — не известно, потому что цены могут измениться", — сказал Ходорковский.

В конце сегодняшнего заседания он отметил, что похитить из компании 350 млн тонн нефтьи невозможно, потому что нет емкости чтобы ее хранить. А учет нефти ведется очень жестко, как ЮКОСом, так и госструктурами.

"Если вы считаете, что мы украли, то укажите, где сейчас нефть находится", — попросил Ходорковский Лахтина.