ПРАВО.ru
Новости
14 мая 2010, 15:32

Правительство меняет порядок лицензирования образовательных услуг

Правительство меняет порядок лицензирования образовательных услуг
Предусматривается, что источником финансового покрытия расходов средств федерального бюджета будет являться государственная пошлина за совершение юридически значимых действий Фото Право.Ru

На сегодняшнем заседании Президиума Правительства РФ рассматривается проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием контрольно-надзорных функций и оптимизацией предоставления государственных услуг в сфере образования".

Как сообщила правительственная пресс-служба, законопроект внесен Минобрнауки России.

Законопроект направлен на оптимизацию процедур лицензирования образовательной деятельности, государственной аккредитации образовательных учреждений и научных организаций, подтверждения документов об образовании, об ученых степенях и ученых званиях, повышение их "прозрачности" и эффективности, снижение административных барьеров и издержек для заявителей, ликвидацию условий для недобросовестной конкуренции и коррупции.

В частности, в законопроекте в части лицензирования образовательной деятельности предусматривается:

•исключение проведения экспертизы при лицензировании образовательной деятельности;
•исключение возмещения заявителем затрат на проведение экспертизы с сохранением государственной пошлины за действия уполномоченных органов, связанные с лицензированием;
•предоставление бессрочной лицензии на осуществление образовательной деятельности; выдача разрешения на реализацию новых образовательных программ, программ профессиональной подготовки, на осуществление образовательной деятельности в новом филиале или по адресу места осуществления образовательной деятельности, не указанному вприложении к документу, подтверждающему наличие лицензии, путем переоформления документа, подтверждающего наличие лицензии;
•сокращение срока принятия решения о предоставлении лицензии или об отказе в предоставлении лицензии до 45 дней;
•возможность взаимодействия между соискателем лицензии (лицензиатом) и лицензирующим органом, включая представление соискателем лицензии (лицензиатом) заявления и необходимых документов, сиспользованием электронных средств;
•взаимодействие в процессе рассмотрения вопроса о предоставлении лицензии лицензирующего органа с другими органами исполнительной власти в целях получения необходимых заключений и подтверждения сведений, представленных соискателем лицензии (лицензиатом);
•проведение лицензирующим органом плановой выездной проверки соблюдения лицензиатом лицензионных требований и условий через один год после предоставления лицензии;
•упорядочение системы мер, принимаемых при выявлении нарушений лицензионных требований или законодательства Российской Федерации вобласти образования.
Разработка законопроекта в части норм по лицензированию осуществлена с учетом особенностей лицензирования образовательной деятельности, что обусловливает необходимость включения в законодательство Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности нормы об установлении особенностей лицензирования образовательной деятельности федеральными законами, регулирующими отношения в сфере образования.

В части государственной аккредитации образовательных учреждений и научных организаций законопроектом предусматривается:

•уточнение цели и предмета государственной аккредитации- установление (подтверждение) государственного статуса образовательного учреждения, подтверждение качества образования в образовательном учреждении или научной организации;
•осуществление экспертизы аккредитационными органами спривлечением независимых экспертов, соответствующих установленным квалификационным требованиям;
•проведение государственной аккредитации основных профессиональных образовательных программ, реализуемых образовательным учреждением или научной организацией, по укрупненным группам направлений подготовки и специальностей, к которым отнесены образовательные программы (с учетом уровня образования и присваиваемой квалификации (степени));
•исключение возмещения заявителем затрат на проведение государственной аккредитации с установлением государственной пошлины за выдачу и переоформление свидетельства о государственной аккредитации и(или) приложения к свидетельству о государственной аккредитации, дифференцированной по типам образовательных учреждений (уровням образовательных программ);
•возможность взаимодействия между заявителем и аккредитационным органом, включая представление заявителем заявления и необходимых документов, с использованием электронных средств связи;
•формирование, ведение и использование аккредитационными органами федеральной и региональных информационных систем государственной аккредитации;
•образовательные учреждения и научные организации могут получать общественную (общественно-профессиональную) аккредитацию в российских, иностранных и международных образовательных, научных, общественных ииных организациях. Сведения об общественной аккредитации рассматриваются аккредитационными органами при проведении государственной аккредитации.
Изменения, вносимые законопроектом в законодательные акты об образовании в части подтверждения документов об образовании, об ученых степенях и ученых званиях, предусматривают следующее:

•исключение проведения экспертизы документа, представленного к подтверждению;
•исключение возмещения заявителем затрат на подтверждение документа с взиманием государственной пошлины за проставление апостиля, имея в виду возмещение расходов федерального бюджета на предоставление государственной услуги;
•повышение территориальной доступности предоставления государственной услуги по подтверждению документов об образовании, обученых степенях и ученых званиях путем передачи данного полномочия для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации;
•формирование и ведение федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере образования, федерального реестра документов государственного образца об образовании, об ученых степенях и ученых званиях, обеспечивающего поиск информации о документах, представленных к подтверждению, и федеральной базы данных о проставленных апостилях.
Также законопроектом предлагается упорядочить законодательное регулирование подтверждения документов об образовании, об ученых степенях и ученых званиях путем включения в Закон Российской Федерации "Об образовании" новой статьи 271, внесения изменений в статьи 28 и 281 указанного Закона, а также в статьи 23 и 24 Федерального закона "О высшем и послевузовском профессиональном образовании".

С учетом того, что проведение контроля качества образования тесно взаимосвязано с вопросами государственной аккредитации, законопроектом вносятся изменения в статью 38 Закона Российской Федерации "Об образовании", направленные на упорядочение надзора за исполнением законодательства в области образования и контроля качества образования, а также системы мер, принимаемых при выявлении соответствующих нарушений. В законопроекте указывается, что к отношениям, связанным с проведением надзора и контроля в сфере образования, применяются требования Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".

Законопроектом также вносятся изменения в статью 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, направленные на повышение ответственности лицензиатов за соблюдение лицензионных требований.

Кроме этого, законопроектом предусмотрены изменения в статью 33333 Налогового кодекса Российской Федерации, связанные с уточнением связанных с лицензированием действий уполномоченных органов, за осуществление которых взимается государственная пошлина, а также с установлением государственной пошлины за действия уполномоченных органов, связанные с государственной аккредитацией образовательных учреждений и научных организаций.

В связи с предлагаемыми мерами по совершенствованию контрольно-надзорных функций и исполнения государственных услуг в сфере образования законопроектом вносятся изменения в статьи 28 и 281 Закона Российской Федерации "Об образовании" и в статью 24 Федерального закона "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" в части уточнения соответствующих полномочий Российской Федерации, в том числе переданных для исполнения органам государственной власти субъектов Российской Федерации, а также порядок финансирования переданных полномочий. Устанавливается, что финансовое обеспечение переданных для исполнения органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий, за исключением полномочий по подтверждению документов об образовании, об ученых степенях и ученых званиях, осуществляется за счет субвенций из федерального бюджета и государственной пошлины, связанной с осуществлением переданных полномочий, зачисляемой в бюджеты субъектов Российской Федерации. Финансовое обеспечение осуществления переданных полномочий по подтверждению документов об образовании, об ученых степенях и ученых званиях осуществляется за счет поступлений от уплаты соответствующей государственной пошлины, связанной с осуществлением переданных полномочий, зачисляемой в бюджеты субъектов Российской Федерации в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации.

В целях создания правовых оснований для реализации предлагаемого порядка финансового обеспечения полномочий Российской Федерации, переданных для исполнения органам государственной власти субъектов Российской Федерации, в части возможности зачисления в бюджет субъекта Российской Федерации государственной пошлины за совершение соответствующих юридически значимых действий законопроектом предусмотрены соответствующие изменения в пункт 2 статьи 56 Бюджетного кодекса Российской Федерации и пункт 7 статьи 263 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".

Законопроектом предлагается установить, что вносимые им изменения вступают в силу с 1 января 2011 г. При этом в статье 8 законопроекта предусмотрены положения, позволяющие упорядочить переход к новому порядку осуществления регламентируемых контрольно-надзорных процедур, в том числе порядок переоформления действующих лицензий и свидетельств о государственной аккредитации.

Принятие Федерального закона повлечет дополнительные расходы средств федерального бюджета на финансирование исполнения полномочий федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере образования, и полномочий Российской Федерации, переданных для исполнения органам государственной власти субъектов Российской Федерации:

•по лицензированию образовательной деятельности (в части проведения эффективного лицензионного контроля, необходимого для обеспечения соблюдения лицензионных требований и условий);
•государственной аккредитации образовательных учреждений и научных организаций (в части проведения аккредитационной экспертизы и ведения информационных систем);
•по подтверждению документов об образовании, об ученых степенях и ученых званиях и проставлению апостиля на таких документах, формированию и ведению федерального реестра документов государственного образца обобразовании, об ученых степенях и ученых званиях и федеральной базы данных о проставленных апостилях.
Предусматривается, что источником финансового покрытия расходов средств федерального бюджета будет являться государственная пошлина за совершение юридически значимых действий.