ПРАВО.ru
Новости
28 июля 2010, 12:37

ФАС просят заняться резким скачком цен на вентиляторы и кондиционеры

ФАС просят заняться резким скачком цен на вентиляторы и кондиционеры
Согласно мониторингу на «Яндекс.Маркет», цены на охлаждающие товары подскочили с апреля-мая в среднем в семь раз

В антимонопольное ведомство стали жаловаться на ценовой беспредел в Москве из-за жары.

На этой неделе в столице был зафиксирован абсолютный температурный рекорд в 37,4 градуса. Ритейлеры не намерены уступать стихии — они ставят свои рекорды в ценообразовании на вентиляторы и кондиционеры. За месяц стоимость самой доступной охлаждающей техники подскочила в пять-семь раз. ФАС пока не реагирует на ценовой беспредел, объясняя это тем, что законодательством не предусмотрено регулирование цен на бытовую технику. Правда, вчера антимонопольная служба получила первую жалобу по этому поводу и, возможно, проведет проверку.

Москва продолжает плавиться под небывало жарким солнцем. Жители мегаполиса, которые во­время не поняли масштаба бедствия, вынуждены покупать климатическое оборудование по ценам, растущим в геометрической прогрессии: вентилятор, который еще месяц назад можно было приобрести за 500 рублей, сегодня стоит не менее 3 тысяч рублей.

Согласно мониторингу на "Яндекс.Маркет", цены на охлаждающие товары подскочили с апреля-мая в среднем в семь раз. Например, вентилятор Vitek VT-1908 в мае обошелся бы в 1265 руб., сейчас цена на него — 6999 руб. Три недели назад один из журналистов приобрел в "Эльдорадо" вентилятор Elenberg FS-4016 за 599 руб., вчера же в Интернете средняя стоимость этой модели составляла 3300 руб.

В то же время цены на дорогое климатическое оборудование изменились несущественно: так, сплит-система Panasonic CS-E12 JKDW/CU-E12 JKD в апреле стоила 24,1 тыс. руб., а в июле — 25,1 тыс. руб. Правда, в два-три раза подскочила стоимость установки кондиционеров, при этом сроки установки тоже выросли, говорят производители и поставщики продукции.

Ритейлерам эта ситуация на руку. В середине июля продажи вентиляторов в магазинах "Карусель" выросли в три раза с начала месяца, рассказали в пресс-службе Х5 Retail Group. С начала сезона было продано более 4 тыс. вентиляторов, и около недели этой продукции не было в продаже. В "Ашане" также наблюдается ажиотаж — в некоторых магазинах сети продают по 200 вентиляторов в день, говорит директор центрального офиса закупок "Ашан Россия" Эмин Рустамов. Мобильные кондиционеры в июле по сравнению с тем же периодом прошлого года стали популярнее в 10 раз, вентиляторы — в 5,5 раза, продажи стационарных кондиционеров выросли в 3,5 раза, рассказали в "М.Видео".

Потребители задаются вопросом, почему Федеральная антимонопольная служба не вмешивается в ситуацию. В ФАС пояснили, что законодательством не предусмотрено государственное регулирование цен на бытовую технику, в том числе на кондиционеры, цена на этот товар регулируется рынком. Правда, после длительных переговоров с антимонопольной службой все же выяснилось, что вчера в ФАС поступило обращение от Российского института потребительских испытаний по поводу повышения цен на охлаждающую технику и создания искусственного дефицита. В ведомстве пообещали провести проверку по фактам, указанным в обращении.

В Обществе защиты прав потребителей (ОЗПП) рассказали, что москвичи жалуются на высокие цены климатической продукции, большие очереди на установку охлаждающих систем, а также на то, что установку подобных систем надо согласовывать с местными властями. "На установку кондиционера существуют согласительные документы, то есть нужно получить согласие местных властей", — рассказали в пресс-службе ОЗПП. Многие москвичи устанавливают кондиционеры, а потом боятся открывать дверь незнакомым людям — вдруг их накажут за несанкционированную установку. Правда, помочь ОЗПП ничем не может. "В правовом поле мы здесь бессильны", — утверждают защитники прав потребителей.

Напомним, что на днях защитники прав потребителей подали в суд на Московский метрополитен. Поводом для иска послужила не соответствующая санитарным нормам жара в вагонах и на станциях метро. Об этом в прямом эфире радиостанции "Русская служба новостей" сообщил председатель общества защиты прав потребителей "Общественный контроль" Михаил Аншаков. "Метрополитен должен обеспечивать кондиционирование и охлаждение воздуха. Эта проблема стоит годами, но до сих пор ничего в этом отношении не сделано. Говорят много, а подвижек нет", — сказал М. Аншаков. "Потребитель платит за услугу, и его должны перевозить в условиях, которые соответствуют санитарным нормам", — подчеркнул он. Если же эти нормы (+28 градусов по Цельсию) не соблюдаются, то пассажиры имеют право жаловаться, отметил эксперт. По его данным, схожая ситуация сейчас складывается и на других видах пассажирского транспорта Москвы — в автобусах, троллейбусах, трамваях, — однако большая часть жалоб поступает именно на метрополитен. "Потому что в час пик там вообще нестерпимо в вагонах", — пояснил М. Аншаков.