ПРАВО.ru
Новости
20 августа 2010, 19:25

Каждое рабочее место в РФ будет иметь класс опасности

Каждое рабочее место в РФ будет иметь класс опасности
"Если человек работает в тесном офисе, он испытывает колоссальные психоэмоциональные нагрузки, заявил замглавы Минздрава

Работодателей заставят заботиться о безопасности рабочих мест. Но не административными методами, а экономическими. Им придется выплачивать компенсации сотрудникам, готовым трудиться в сложных условиях, пишет "Российская газета".

Об этом шла речь на семинаре "Совершенствование нормативно-правовой базы в сфере охраны труда", который проходит в Иркутске.

Все рабочие места в ближайшее время будут аттестованы, и каждому из них присвоен определенный класс опасности. Причем аттестация будет вестись с учетом всех факторов, а не только привычных "шума", "вибрации" и "загазованности". "Если человек работает в тесном офисе, где на 20 квадратных метрах сидит 10 человек, он испытывает колоссальные психоэмоциональные нагрузки. И это обязательно нужно учитывать", — сказал заместитель министра здравоохранения и социального развития Александр Сафонов.

По его словам, сегодня на рынке труда парадоксальная ситуация. Ответственность за последствия разного рода ЧП, вызванных нарушениями правил техники безопасности и охраны труда, несет не работодатель, по вине которого случилось несчастье, а государство. Даже если человек получил тяжелую травму или погиб на работе, его начальник отделывается минимальными выплатами. А государство платит пенсию по инвалидности, выдает различные пособия семье, утратившей кормильца, оплачивает медицинские услуги, если требуется. Эта система, с одной стороны, неэффективна, с другой — никак не стимулирует работодателя бережно относиться к главному ресурсу — человеку. На смену ей должна прийти новая идеология.

Сегодня идет речь о создании системы экономических стимулов для работодателей. Создавать безопасные и комфортные рабочие места должно быть выгодно. А в перспективе мы планируем выйти на реальные страховые тарифы".

По мнению участников совещания, внедрение новой системы потребует определенной "революции в умах" — как от работодателей, так и чиновников, на которых будет возложена реализация проекта. "Мы привыкли думать, что самые сложные условия труда у шахтеров, работников химической отрасли, строителей, — привел пример участник семинара Александр Сидоренко. — Но на поверку оказывается, что сотрудник офиса, который вроде бы находится в комфортных условиях, на самом деле страдает ничуть не меньше. У "белых воротничков" обнаруживаются заболевания опорно-двигательного аппарата, вызванные многочасовым сидением за компьютером, проблемы со зрением, расстройства желудочно-кишечного тракта, у них скачет давление и барахлит сердце… Все это переворачивает привычные представления об охране труда".

Но если выясняется, что все профессии в той или иной мере вредны, как быть работодателю? Тогда у него появится стимул, например, заменить человека станком, считает Александр Сафонов, — что в итоге не только сократит издержки, связанные с выплатами компенсаций за сложные условия труда, но и повысит производительность. "Там, где это невозможно, — пояснил замминистра, — есть иные способы влияния на ситуацию. Допустим, известно, что нахождение в загазованном помещении в течение нескольких часов два раза в неделю на протяжении года абсолютно безвредно для человеческого организма. А дальше начинаются проблемы, причем кривая заболеваемости резко ползет вверх".