Вчера стало известно, что Генеральный план развития Москвы до 2025 года, вступивший в законную силу 14 июня, уже этой осенью может быть подвергнут первым изменениям. Как сообщил источник в городском правительстве, в документ необходимо внести территории памятников и объединенных охранных зон со строгим режимом регулирования застройки. Критики Генплана отмечают: если подобные изменения будут приняты, это облегчит диалог со столичными властями по поводу других спорных положений. Главное, чтобы поправки не носили "косметический" характер.
Как пояснил источник, Москомархитектура закончила работы по проектированию границ объектов культурного наследия, объединенных охранных зон и охранных зон памятников. Объединенной охранной зоной считается территория, возникающая при близком расположении нескольких не связанных между собой памятников и своими границами охватывающая всю группу памятников. Но главное — в такой зоне действует строгий режим регулирования застройки. Эти данные и планируется внести в недавно утвержденный Генплан.
Представитель городских властей при этом отметил, что изменения в закон о Генплане будут сначала обсуждены на публичных слушаниях, а потом внесены правительством Москвы на утверждение в Мосгордуму. Основными противниками поправок, по мнению источника, будут правообладатели недвижимости, попавшей в границы территорий памятников, поскольку они автоматически лишатся права проводить реконструкцию и перестройку своих объектов. Ранее Юрий Лужков заявлял, что после принятия Генерального плана ему уже пришлось отменить несколько десятков инвестиционных контрактов, вступивших в противоречия с положениями нового закона.
Напомним, что Генплан принимался на волне жесткой критики, которую в адрес документа высказывали известные политики, общественные деятели и простые москвичи. Часть предложенных ими поправок была учтена, часть — нет, что вызвало недовольство некоторых горожан. Тем не менее он был утвержден Мосгордумой и 14 июня вступил в законную силу. По мнению члена Общественной коалиции защитников Москвы "Пушкинская площадь" Виктора Милитарева, предложенные властями поправки можно рассматривать двояко. "Либо это может означать внесение „косметических“ изменений, которые ничего существенно не изменят, и памятники будут продолжать разрушаться. Либо городские власти под влиянием общественной кампании, в которой объединились самые разные силы, действительно пошли на уступки. Но при этом руководство Москвы предпочитает делать вид, что это его инициатива и что они это все придумали", — пояснил эксперт.
По словам г-на Милитарева, территории памятников и объединенные охранные зоны — не единственная проблема Генплана. "Есть экологические проблемы, есть ситуация с точечной застройкой, а также насильственное переселение людей из центра на окраину под предлогом того, что тот или иной дом находится в аварийном состоянии. Но если власти хотя бы не будут трогать Пушкинскую площадь, обрекая ее на разрушение, и строить коттеджный поселок в Кадашах, мы уже в ответ на это сменим тотальную войну по отношению к Генплану на конструктивный диалог", — подчеркнул общественник.
Напомним, что в Мосгорсуде 9 августа состоялось первое заседание по существу по иску руководителя партии "Яблоко" Сергея Митрохина, который требует отменить Генеральный план столицы. Иск подан к Мосгордуме и к мэру Москвы Юрию Лужкову. В основных претензиях к разработчикам Генплана Митрохин заявил, что в Генплане просматривается стремление забить Москву до отказа офисно-торговыми площадями. В заявлении указано, что Генплан не был согласован с правительством России, не получил заключения государственной экспертизы, был разработан до утверждения нормативов градостроительного проектирования. В иске также отмечается, что к документу не прилагается заключения и протоколы публичных слушаний, хотя этого требует законодательство. В начале заседания Митрохин зачитал заявление об отводе судьи Эльмиры Магжановой. По его мнению, предварительное судебное заседание было проведено формально, и это не позволяет рассмотреть дело в полном объеме. В частности, представители Мосгордумы не были опрошены, поэтому их позиция не известна, это нарушения статей 147, 150 ГПК РФ. Суд отказал в удовлетворении заявления об отводе судьи, назвав доводы истца не основанными на законе и являющимися несостоятельными. В связи с большим объемом приобщенных материалов Митрохин заявил ходатайство об отложении заседания, чтобы иметь возможность ознакомиться с ними. Суд удовлетворил данное ходатайство, назначив следующее заседание на 22 сентября.