ПРАВО.ru
Новости
26 августа 2010, 17:31

Минтранс хочет законодательно набить электрички "под завязку"

Минтранс хочет законодательно набить электрички "под завязку"

Как сообщалось накануне, "РЖД" уже обратились в Госдуму с предложением резко поднять штраф для безбилетников в электричках, сообщил вчера руководитель департамента пассажирских сообщений компании Геннадий Верховых. Сейчас, по его словам, он составляет всего 100 рублей. "Мы изучили международный опыт пригородного сообщения и, к примеру, в Швейцарии штраф составляет 60 евро", — проинформировал Верховых. Эту сумму и предложено взять за основу. По нынешнему курсу евро — примерно 2,3 тысячи рублей, пишет "Российская газета". Однако эксперты и Минтранс эту идею не поддерживают.

И дело не только в самой сумме. Сейчас штрафные сборы не идут ни в региональный бюджет, ни перевозчику. Штрафы могут взимать только представители Ространснадзора или милиции. И деньги отправляются в федеральный бюджет. В РЖД борются за то, чтобы сам перевозчик получил возможность брать штрафы. В Минтрансе против, признался Верховых. Но не возражают, если такое право дадут регионам. Ведь именно им предстоит в ближайшее время взять на себя бремя пригородных перевозок.

В следующем году будет прекращено перекрестное субсидирование на железной дороге, убыточных электричек за счет прибыли от перевозки грузов. Пока основным оператором пригородных перевозок является РЖД. В 2010 году потери компании превысят 34 миллиарда рублей. В следующем году регионы совместно с бизнесом, необязательно представителями РЖД, должны будут сами организовывать пригородные перевозки на железной дороге. Предполагается формирование 26 компаний. 18 уже работают. Однако основные проблемы, которые есть в "пригороде", еще не решены. По мнению представителя Высшей школы экономики, директора Института социальной политики и социально-экономических программ Сергея Смирнова, регионы разделились на две группы: те, кто "за", и те, кто выжидает. В последней группе те, кто несет большие убытки в расчете на одного пассажиро-километра в год, они в три раза больше в тех регионах, которые "за".

Тем временем Минтранс уже отправил на согласование в правительство законопроект об организации регулярного пассажирского железнодорожного сообщения. В нем определены принципы и механизмы организации и осуществления пассажирских перевозок. Предполагается оптимизировать размеры финансовых обязательств государства по компенсации расходов перевозчика на основе объемов и качества оказанных населению услуг. Это поможет исключить ситуацию, когда в электричке едет всего два-три человека. Фактически речь идет о госзаказе, в рамках которого регион должен четко определить, сколько ему необходимо составов и на каких направлениях. Либо отказаться от них и перевозить жителей автобусами. Представитель Минтранса выразил надежду, что в ближайшее время законопроект пройдет необходимую доработку. И в 2011 году сможет вступить в силу.

В рамках преобразований возникает и проблема межрегионального сотрудничества. Но она актуальна в основном для четырех регионов: для Москвы и Московской области, Санкт-Петербурга и Ленинградской области. Здесь предстоит урегулировать вопрос тарифа и вместе составить договор с перевозчиком. Чтобы не получилось, как в этом году, когда за переезд из Москвы в Подмосковье пассажирам пришлось платить дополнительно.

До 1 октября Федеральная служба по тарифам должна разработать методику экономически обоснованных затрат на пригородном транспорте, просчитать тарифы на услуги инфраструктуры РЖД для пригородных компаний и регионов. А в Минфине — рассчитать и принять окончательное решение по компенсациям из федерального бюджета пригородного сообщения. В дополнение к этому регионы просят отдать им в собственность пригородные вокзалы и перроны. Это, по их мнению, даст возможность регионам зарабатывать деньги для финансирования пригородного сообщения.

Напомним, что еще весной Министерство транспорта планировало подготовить поправки в закон о транспортной безопасности, предписывающие, помимо прочего, оформлять именные билеты на междугородние автобусы. Если поправки будут приняты, проездные документы на автобус будут оформляться только при предъявлении документа, удостоверяющего личность. Сейчас этого делать не нужно. Данные о пассажире также будут вноситься непосредственно в билет, как это сейчас происходит на железнодорожном транспорте. Специально для этого может быть разработан электронный проездной документ на автобусы при участии министерства связи и массовых коммуникаций (Мининформсвязи) РФ. Источник в правоохранительных органах сообщил, что террористки-смертницы, осуществившие 29 марта взрывы в московском метро, приехали в столицу с Северного Кавказа на междугородном автобусе с "челноками", который регулярно привозит их на рынок "Лужники". Смертниц по фотографиям опознал водитель автобуса. Как отметил собеседник, частные междугородние автобусы являются наиболее удобным видом транспорта для тех, кто пытается въехать в Москву нелегально, так как пассажиропоток на частных автобусах, в отличие от поездов и самолетов, практически не поддается контролю.