Какую пользу извлекла Россия за двадцать лет членства в международной полицейской организации? Что означает "красный угол" в уведомлениях Интерпола? Об этом и о многом другом в интервью "Известиям" рассказал руководитель Национального центрального бюро (НЦБ) Интерпола при МВД России генерал-майор милиции Тимур Лахонин.
- Недавно в столице Катара Дохе прошла очередная сессия Генассамблеи Интерпола, посвященная вопросам активизации борьбы с международной преступностью и укрепления общественной безопасности. Каковы ее основные итоги?
- В таком формате делегации правоохранительных органов стран — членов Интерпола встречаются раз в год. Если коротко, то на Генассамблее было принято
более 20 резолюций, которые касались вопросов повышения эффективности розыскной работы по лицам, совершившим преступления, без вести пропавшим, по организации розыска автотранспорта, культурных и исторических ценностей, по другим темам, которыми сегодня плотно занимается Интерпол. Это практически все виды преступлений — от фальшивомонетничества и детской порнографии до морского пиратства и киберпреступности. На безальтернативной
основе генсеком Интерпола на третий срок переизбран американец Рональд Ноубл, утвержден бюджет организации на 2011 год в объеме 56 миллионов евро.
- И в Дохе вы наконец-то получили специальные "корочки" Интерпола…
- Да, в ходе Генассамблеи всем делегатам в порядке эксперимента были оформлены электронные идентификационные карточки сотрудника Интерпола (показывает). В дальнейшем планируется изготовить также и соответствующие паспорта. Эти документы, в случае их юридического признания странами — членами Интерпола, дадут право пересекать границы государств без виз и досмотра. Кстати: моя карточка сделана украинской фирмой, которая получила право на ее разработку и внедрение совместно с одной известной канадской компанией.
- Это что-то типа ооновского паспорта?
- Можно, конечно, какие-то параллели провести — с паспортом моряка или с дипломатическим паспортом. Но документы Интерпола будут действительны только при наличии национального загранпаспорта.
- Россия 20 лет назад стала членом Интерпола. Какая от этого польза?
- Вот некоторые цифры. С использованием возможностей Интерпола удалось разыскать и экстрадировать в Россию около 500 преступников. Мы, в свою очередь, выдали партнерам около 250 человек, которых разыскивали правоохранительные органы стран — членов организации. Найдено около 300 человек, которые числились пропавшими без вести. Значительная часть из них вернулась домой. На территории России обнаружено 22 тысячи автомашин, ранее похищенных за рубежом. Возвращено более 300 предметов, представляющих культурно-историческую ценность.
- Филиалы НЦБ функционируют в 77 российских регионах. Сколько сотрудников Интерпола в России? Кто они?
- Численность сотрудников центрального аппарата российского НЦБ огласке не подлежит. Могу лишь сказать, что решением задач по линии Интерпола в России занято не более 500 человек. С учетом постоянно возрастающего потока оперативной информации по каналам Интерпола, на мой взгляд, уже сегодня маловато. Думаю, рано или поздно мы вынуждены будем пойти на определенное увеличение численности, с тем чтобы не пострадали оперативность и качество информации, от которой зачастую зависят судьбы людей, их права и свободы. Современные "агенты Интерпола" не похожи на киногероев. Настоящий сотрудник — это аналитик-компьютерщик, обладающий навыками оперативной обработки поступающей информации, знающий, как ею грамотно распорядиться. Знание иностранных языков — обязательное условие работы в Интерполе. Вся переписка ведется на четырех рабочих языках — английском, французском, испанском, арабском. Мы используем в основном английский и французский.
- На вас форма генерала милиции. А зарплату получаете в валюте или рублях?
- Интерпол — международная полицейская организация. Сейчас по количеству стран-участниц (188) она вторая после ООН. Российское НЦБ — это своеобразное окно или канал, через который идет взаимодействие с правоохранительными органами зарубежных стран. Мы являемся сотрудниками МВД России, зарплату, естественно, получаем в российских рублях.
- У вас есть уникальная закрытая система связи со штаб-квартирой Интерпола во французском Лионе. Чтобы моментально передать нужную информацию, надо набрать I-24/7. Что это означает?
- Набирать ничего не надо. I-24/7 — это аббревиатура информационно-телекоммуникационной системы связи Интерпола, которая означает, что Интерпол функционирует 24 часа в сутки, семь дней в неделю, в таком же режиме НЦБ стран-членов осуществляют обмен информацией между собой и
генеральным секретариатом. Главный козырь организации — в уникальном быстродействии этой системы и ее защищенности от внешних воздействий. А фактор времени в работе правоохранительных органов является сегодня одним из ключевых.
- Как осуществляются розыскные мероприятия по линии Интерпола?
- Если коротко, то в Интерполе существует система так называемых уведомлений с "цветными углами". Скажем, уведомление с "красным углом" издается с целью розыска лица, его ареста и последующей экстрадиции в страну — инициатора запроса. Есть ряд других "углов" — синих, зеленых, оранжевых, которые также предназначаются для решения конкретных оперативных задач. Например, чтобы предупредить зарубежных коллег о том, что к ним в страну направляется лицо, склонное к совершению преступлений, и было бы оправдано "приглядеться" к нему повнимательнее. Или уведомления о лицах, которые пропали без вести или утратили связь с родственниками. Под каждое такое уведомление готовится соответствующий пакет документов с обоснованием необходимости его издания, и только после тщательного их изучения юридической службой генсекретариата Интерпола принимается то или иное окончательное решение. При этом особое внимание уделяется соответствию статье 3 Устава Интерпола, запрещающей организации заниматься делами политического, военного, религиозного и расового характера.
- Как идет работа Интерпола по запросам, связанным с резонансными делами?
- Очевидно, что, когда поднимают эту тему, имеют чаще всего в виду Закаева, Березовского, ряд бывших высокопоставленных сотрудников "ЮКОСа", которые обосновались в Великобритании, и Невзлина, который находится в Израиле. Неоднократно говорил об этом, но повторюсь: политическая подоплека здесь очевидна. Наличие у многих из них "охранной грамоты" в виде приобретенного неправедным путем статуса политических беженцев в странах нынешнего
пребывания не гарантирует им спокойной жизни — по требованию российской стороны они по-прежнему находятся в розыскных учетах Интерпола и рано или поздно им придется предстать перед судом.
- Что еще мешает экстрадиции преступников на родину?
- Серьезным препятствием является отсутствие двусторонних договоров о выдаче преступников. У России такие соглашения заключены пока только с 68 странами. При этом в международном розыске по запросам российских правоохранительных органов на данный момент находятся 1535 обвиняемых
и осужденных, 185 без вести пропавших лиц. Ни одна страна не выдает своих граждан по представлениям иностранных судебных инстанций. Россия — тоже. Стране, инициировавшей запрос, предлагается прислать материалы уголовного дела. Предполагается, что его фигурант (после проведения дополнительных следственных действий, если в этом есть необходимость) предстанет перед судом на родине. Есть и другие причины, в том числе юридического характера, которые не позволяют в полном объеме реализовать принцип неизбежности наказания.
- В середине октября Интерпол провел широкомасштабную операцию по контрафактным медикаментам, в том числе и на территории России. Каковы ее результаты?
- Операция под кодовым названием "Пангея III" прошла на территории 45 государств — членов Интерпола. Цель — выявление незаконно действующих интернет-сайтов, предлагающих фальсифицированные медицинские препараты, фактов неправомерного, преступного использования услуг провайдеров, электронных платежных систем и служб доставки. Правоохранительные органы проверили почти 700 интернет-сайтов, 290 из них были закрыты. Проведено около 350 рейдов по проверке более 250 тысяч почтовых отправлений. В результате изъято более 10 тысяч упаковок фальсифицированных препаратов. Задержано свыше 70 человек. В общей сложности было изъято контрафактных препаратов на сумму более 2,5 миллиона долларов. Сейчас по информации, которую удалось получить, на территории России проводятся проверки с целью возбуждения ряда уголовных дел.
- Свежее сообщение: с участием Интерпола в Косово раскрыта международная сеть по продаже человеческих органов. Преступники работали через одну из клиник в Приштине, куда незаконно вывозились "доноры" из России, Казахстана, Молдавии и Турции. Это были, как правило, очень бедные люди. Ваше
подразделение участвовало в этой операции?
- Да, НЦБ Интерпола при МВД России на определенном этапе участвовало в международном обмене информацией в рамках этой операции. Полагаю, что эта работа еще не завершена, и мы совместно с правоохранительными органами России продолжим взаимодействовать с зарубежными партнерами в этом направлении.
- Вот любопытное сообщение. Интерпол подключается к расследованию экологических преступлений. Речь идет о незаконной торговле исчезающими видами диких животных, обитателей морей.
- Мы уже занимаемся этим, в частности, в августе этого года приняли участие в международной полицейской операции под названием "Тигр" ("Tiger"). Ее цель — пресечение преступной деятельности, связанной с незаконной торговлей и контрабандой животных и их дериватов (внутренние органы, рога, другие части туши) — в данном случае амурских тигров. Определенных позитивных результатов удалось добиться благодаря оперативному обмену информацией по каналам Интерпола.
- Есть еще одна новая тема — международная преступность в большом спорте. Контрабанда допинговых препаратов, договорные матчи, продажные чиновники ФИФА…
- Для нас это крайне актуально. Особенно в преддверии сочинской Олимпиады-2014. Приведу пример: во время чемпионата мира по футболу в ЮАР только в странах Азии в ходе операции "SOGA III" с помощью Интерпола были задержаны более пяти тысяч человек, связанных с подпольными тотализаторами. Где крутятся большие деньги — ищи мошенника.
- В России существует огромный "черный" рынок антиквариата. Раритеты уходят "под заказ". Как поставить надежный барьер?
- В начале интервью я уже упомянул, что более 300 предметов, представляющих культурно-историческую ценность, были с нашим участием возвращены в Россию. Конечно, это капля в море. Эксперты утверждают: из российских музеев похищены около 242 тысяч (!) экспонатов. Так что работа на этом направлении предстоит грандиозная, и мы к ней уже активно подключились. Надеемся, что при поддержке Интерпола и наших зарубежных коллег, несмотря на объективные трудности в организации розыска в этой сфере, нам рано или поздно удастся вернуть достояния. Однако добиться этого только силами международной полиции вряд ли удастся. Здесь необходимы усилия всех заинтересованных сторон — музеев, библиотек, церкви, коллекционеров, милиции.