ПРАВО.ru
Новости
30 сентября 2011, 22:02

Разногласия в законе о ликвидации судейских троек в райсудах устранены ценой компромисса - Госдума

Разногласия в законе о ликвидации судейских троек в райсудах устранены ценой компромисса - Госдума

Отклоненный Советом Федерации законопроект, который исключает из УПК РФ положения о рассмотрении уголовных дел по ряду тяжких и особо тяжких преступлений в районном суде коллегией из трех судей, доработан согласительной комиссией, разногласия устранены. Сейчас документ находится на согласовании в ГПУ Президента РФ, сообщил зампредседателя думского Комитета по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству Андрей Назаров.

В мае 2011 года председатель Комитета ГД по законодательству Павел Крашенинников, глава Комитета ГД по госстроительству Владимир Плигин, депутаты Владимир Груздев и Вера Лекарева внесли в нижнюю палату парламента законопроект "О внесении изменений в статьи 30 и 217 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации". Изначально документ был направлен на изменение подсудности уголовных дел о тяжких и особо тяжких преступлениях — их переводе из районных судов, когда обвиняемый ходатайствует о рассмотрении дела коллегией из трех профессиональных судей, на уровень судов субъектов РФ, городов федерального значения, автономной области и округов.

Тройки судей должны были, по предложению депутатов, рассматривать уголовные дела о преступлениях, предусмотренных статьями 205, 206 частями 2-4, 208 частью 1, 212 часть 1, 275, 276, 278, 279 и 281 УК РФ, а при наличии ходатайства обвиняемого, заявленного до назначения судебного заседания, и уголовные дела о преступлениях, указанных в части 3 статьи 31 УК РФ. Такое предложение вполне согласовалось с ФЗ-433, согласно которому в судах общей юрисдикции на уровне субъектов РФ, городов федерального значения, автономной области и округов вводятся апелляционные инстанции, где можно обжаловать приговор нижестоящей инстанции. Авторы законопроекта также указывали, что "практика работы районных судов показала, что содержание в штате некоторых районных судов трех единиц федеральных судей является необоснованным с точки зрения соотнесения их служебной нагрузки со среднестатистическими данными по России.

Однако в ходе работы над документом в Госдуме в него были внесены серьезные изменения, согласно которым сокращался список статей УК РФ, по которым подсудимый мог заявить ходатайство о рассмотрении его дела тройкой судей. Кроме того, в части 5 статьи 231 УПК РФ устанавливалась норма, согласно которой подсудимый после назначения судебного заседания не может заявить ходатайство о рассмотрении его уголовного дела коллегией из трех судей. Это привело к тому, что часть обвиняемых в тяжких и особо тяжких преступлениях не могла бы воспользоваться коллегиальным рассмотрением их дела в случае ликвидации судейских троек в райсудах.

Госдума приняла этот закон сразу во втором и третьем чтении, однако в Совете Федерации отклонили закон, отметив, что он вступает в противоречие с ФЗ-433 от 29 декабря 2010 года, которым предусматривается создание в российской системе судов общей юрисдикции апелляционных инстанций.

Председатель Комитета СФ по правовым и судебным вопросам Анатолий Лысков заявил, что "первоначальный концептуальный подход полностью совпадал с концепцией принятого в конце прошлого года ФЗ-433". Но закон в ходе его принятия в Госдуме "претерпел существенные изменения и вступил в противоречие с ФЗ-433", причем они "оба должны были бы вступить в силу с 1 января 2013 года".

После этого была создана согласительная комиссия для устранения замечаний к документу, которая должна была завершить свою работу 26 сентября.

Как рассказал "Право.Ru" Андрей Назаров, "нам удалось преодолеть разногласия, и согласительная комиссия приняла решение о выработке единого текста Федерального закона". Новая редакция законопроекта отличается от предыдущей прежде всего тем, что "тот перечень статей, (который рассматривает коллегия из трех судей), который мы вносили в ст. 30 УПК РФ (Состав суда), приведен в соответствие с изменениями, принятыми еще в декабре 2010 года, но вступающими в законную силу с 1 января 2013 года".

По его словам, перечень статей необходимо было скорреспондировать. И в ст.31 УПК РФ (Подсудность уголовных дел) в части подсудности уголовных дел Верховному суду республики, краевому или областному суду, суду города федерального значения, суду автономной области и суду автономного округа, добавилось еще три преступления. Речь идет о частях 3 и 4 статьи 132 "Насильственные действия сексуального характера", статье 205.1 "Содействие террористической деятельности", статье 205.2 "Публичные призывы к осуществлению террористической деятельности или публичное оправдание терроризма".

Кроме того, дата вступления в законную силу также изменена, теперь данный закон вступит в силу не с 1 января 2013 года, а с момента его официального опубликования.