Вчерашний день последнего в этом году заседания Высшей квалификационной коллегии судей был посвящен рекомендациям на судейские должности в арбитражных судах. Их получили почти все кандидаты, за исключением одного. Это был тот случай, когда Антон Иванов, глава Высшего Арбитражного Суда, воздержался от оценки претендента. И пару раз на заседании прозвучала информация о том, что интересует чрезвычайно секретный орган — президентскую комиссию, которая занимается судейскими кадрами.
Рекомендацию ВККС на должность председателя Арбитражного суда Воронежской области получил Александр Кочетков, который сменит на этом посту уходящего в отставку Виктора Анохина. Сейчас Кочетков возглавляет Арбитражный суд Тамбовской области. Помимо прочего, ему написал положительную характеристику зампред ВАС РФ Владимир Исайчев.
Председатель второго судебного состава Арбитражного суда Забайкальского края Алексей Якимов был рекомендован на должность заместителя председателя этого суда. "Его кандидатура мне не знакома, но ее представил председатель суда, сомневаться в решении которого нет оснований", — так ответил Антон Иванов на вопрос главы ВККС Валентина Кузнецова о его мнении на счет Якимова.
Светлана Петракова заручилась рекомендацией членов квалифколлегии для занятия места заместителя председателя Арбитражного суда Кемеровской области, правда, при одном условии. Знакомясь с личным делом Петраковой, члены ВККС выяснили, что ее дочь работает главным специалистом финотдела этого же суда. Несмотря на заверения претендентки, что никакой соподчиненности с дочерью у нее не возникнет, Кузнецов в этом усомнился и добавил: "На кадровой комиссии президента (комиссия при Президенте РФ по предварительному рассмотрению кандидатур на должности судей федеральных судов — прим. ред.) вопросы по родственникам кандидатов возникают". Глава ВАС согласился поддержать кандидатуру Петраковой лишь при том условии, что до февральского заседания президентской комиссии ее дочь найдет себе новое место работы. Петракова с таким условием согласилась и получила рекомендацию.
Поддержать претендента на должность заместителя председателя Арбитражного суда Тульской области Григория Лося приехал и сам глава этого суда — Антон Кузьминов. У некоторых членов ВККС возникло сомнение, что претендент справится с новой работой, ведь сейчас он исполняет обязанности руководителя аппарата суда. Однако Кузьминов заверил всех, что уверен в будущем заме, его кандидатуру попросил поддержать и Антон Иванов. Члены ВККС так и сделали.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа, согласно рекомендациям квалифколлегии, скоро получит двух новых судей — Рината Вильданова и Григория Сергеева. Сергеев сейчас работает судьей Арбитражного суда Московской области, в то время как семья у него живет в Казани. "Надо воссоединить семью", — сказал глава ВАС с улыбкой.
Нынешняя судья Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа Вера Серова — так называемая "судья-трехлетка" — получила рекомендацию на занятие этой же должности. На заседании выяснилось, что в ее семье существует семейный интерес к судебной деятельности, исключающий, впрочем, семейственность в судебной системе — сестра Серовой работает в административном суде города Стокгольма.
Елена Платонова, Сергей Соловцов, Наталья Артемьева и Сергей Лазарев получили рекомендации на должности судей Федерального арбитражного суда Уральского округа.
Затем быстрый процесс дачи рекомендаций претендентам — без совещаний и тайного голосования — затормозился на очередной кандидатуре, Светлане Ахметовой, пожелавшей стать судьей Третьего арбитражного апелляционного суда, расположенного в Красноярске. Сейчас Ахметова – зампредседателя Арбитражного суда Красноярского края.
Поначалу членов ВККС смутило то, что в собственности у Ахметовой и ее супруга – главы города Ачинска Илая Ахметова – находится 3 земельных участка, 8 квартир, 4 нежилых помещения… Правда, Ахметова пояснила, что сейчас имущества у них уже намного меньше, чем на момент заполнения ею анкеты.
— Куда же оно делось? — удивился Кузнецов.
— Часть продана, часть подарена детям, — пояснила кандидат в судьи.
— А откуда оно у вас вообще взялось? – продолжал интересоваться Кузнецов.
— Я десять лет проработала директором по правовым вопросам Красноярского металлургического завода. Должность была высокооплачиваемая, на заработанные деньги имущество и покупалось.
— Кадровая комиссия при президенте относится настороженно к таким случаям, когда кандидат в судьи к ответственности привлекался, но скрывает это, — продолжил Кузнецов. — Вот вы в своей анкете не указали, что привлекались к административной ответственности, а Генпрокуратура в своей справке указывает.
— Для меня это новость, — ответила она, а председатель ВККС, дабы доказать правдивость своей информации, попросил помощников найти ему ту самую справку. Пока шли поиски, члены коллегии выяснили у Ахметовой другие заметные подробности ее карьеры. Их, например, заинтересовало, почему, переехав из Хакасии, где она работала в суде, в Красноярске Ахметова стала работать в адвокатуре. Та пояснила, что уехала в Красноярск за мужем, а работу в адвокатуре было найти проще, чем в суде. Потом члены ВККС спросили у Ахметовой, почему, будучи зампредом, она хочет пойти работать в апелляцию простым судьей. "Потому что это суд вышестоящей инстанции", — пояснила претендентка.
Но потом прозвучал самый главный вопрос, который и решил судьбу Ахметовой. Его задала председатель Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда Галина Федина.
— У вас сестра – заместитель председателя Арбитражного суда Республики Хакасия. Третий арбитражный апелляционный суд, в который вы собираетесь, проверяет судебные акты этого суда [Республики Хакасия]. Вас это не смущает? – спросила она.
— Сестра состоит в коллегии по спорам, вытекающим из гражданских правоотношений. Я же буду заниматься административными правоотношениями, — ответила Ахметова.
— Как вы можете это знать, вы же еще не назначены? Вы что, не понимаете, что не можете там работать? – опять спросила Федина. К тому моменту о справке из Генпрокуратуры все члены ВККС уже забыли, так как наличие сестры у Ахметовой было более серьезным вопросом для обсуждения.
— Значит, этот вопрос будет как-то решен, — невозмутимо ответила Ахметова.
Чтобы разрядить обстановку, слово взял присутствовавший на заседании глава 3ААС Павел Шошин. Он подтвердил, что предполагает направить Ахметову на работу в административную коллегию суда. "Ее опыт полезен и необходим, — добавил он. — Сейчас у нас в суде тяжелое положение – ушли три человека. Он согласился, что "есть некоторые моменты, которые могут вызвать сомнение в кандидатуре Ахметовой", но не имущественные. "Ее имущество уже неоднократно было предметом проверок, оно приобреталось на деньги, которые она заработала в течение 10 лет на высокооплачиваемой должности", — констатировал Шошин.
— Высшая квалификационная коллегия не против собственности у судей, если она приобретена законным путем. А то сложится впечатление, что мы в суд берем только нищих, – ответил на это Кузнецов и поинтересовался мнением Антона Иванова на счет кандидатуры Ахметовой.
— Я воздержусь, – ответил глава ВАС.
Члены ВККС попросили всех удалиться и, после недолгого совещания, огласили свое решение – в рекомендации Ахметовой отказать. Однако одно из вакантных мест в возглавляемом судей Шошину все-таки позволили заполнить – члены ВККС дали рекомендацию Наталье Морозовой, также претендовавшей на место судьи 3-го ААС. Правда перед этим Кузнецов пояснил Шошину, что с ВККС стоит сотрудничать.
— Вот брат супруга вашего штраф в 100 руб. не заплатил, — сказал Морозовой Кузнецов.
— Я не знала, — ответила та.
— Теперь знаете, — заключил Кузнецов и обратился к сидящему рядом с Морозовой Шошину. – Вы бы позвонили в аппарат [ВККС], спросили, есть ли проблемы по [вашим] кандидатам (видно было, что Кузнецов решил продолжить разговор об Ахметовой). А то складывается такое впечатление, что до заседания вам это абсолютно не интересно, — сделал вывод Кузнецов и отпустил Морозову со словами "брату привет".
Затем обсуждение кандидатов опять пошло в быстром темпе. Рекомендацию на должность судьи Четвертого арбитражного апелляционного суда от ВККС без проблем получил Виталий Сидоренко, а Константин Засорин был вновь рекомендован на должность судьи Пятого арбитражного апелляционного суда.
Алина Шевц и Татьяна Козлова был рекомендованы для работы судьями Шестого арбитражного апелляционного суда, правда, перед этим члены ВККС выяснили у Шевц, какими делами занимается ее брат адвокат. Узнав от нее, что это уголовные и административные дела в судах общей юрисдикции, члены квалифколлегии высказали Шевц свое одобрение.
Наталья Тетерина получила рекомендацию на занятие места судьи Восьмого арбитражного апелляционного суда. В этот же суд члены ВККС рекомендовали Александра Веревкина, задав ему перед этим несколько вопросов. Например, они поинтересовались, считает ли он, что готов работать судьей, всего год проработав помощником. Веревкин ответил, что готов.
— А как экзамен сдали? — спросил Кузнецов.
— Хорошо, — ответил Веревкин.
— А что не отлично? – продолжил тему глава ВККС.
— Волновался, – честно сказал претендент.
Тут в обсуждение вступил Антон Иванов. "Я думаю, что нет оснований не доверять мнению председателя суда. Он берет тех, кто будет хорошо работать", — сказал глава ВАС в ответ на вопрос Кузнецова о его оценке двух кандидатов в судьи 8-го ААС.
Члены ВККС также рекомендовали Валерия Гончарова на должность судьи Девятого арбитражного апелляционного суда, Светлану Орешко — в Десятый и Оксану Буртасову — в Одиннадцатый арбитражные апеляционные суды.
Закрывая предпоследний день последнего в этом году заседания ВККС, Валентин Кузнецов отметил, что в следующем году "у нас будет еще шесть или даже пять заседаний, а потом все – съезд".