ПРАВО.ru

Арбитражный суд Тамбовской области


Арбитражный суд Тамбовской области

Арбитражный суд Тамбовской области

Руководство

Председатель суда Соловьева Оксана Викторовна
Заместитель председателя суда Захаров Александр Вячеславович
Заместитель председателя суда Подольская Ольга Александровна

Контакты

Адрес 392020, г. Тамбов, ул. Пензенская, дом 67/12
Телефон (4752) 47-70-14; 47-70-55
Сайт tambov.arbitr.ru/

История

В Российском государстве наряду с судами общей юрисдикции всегда существовали отдельные суды для рассмотрения споров, связанных с коммерческой деятельностью. Первое упоминание об особых судах для торгового сословия встречается в 1135 году.

Начиная с 1667 года в России действовали купеческие суды, созданные царем Алексеем Михайловичем, затем таможенные суды, учрежденные Петром Великим в 1721 году.

Первый коммерческий суд был основан в Одессе в 1808 году. А спустя 24 года — 14 мая 1832 года указом императора Николая 1 были утверждены учреждения коммерческих судов и Устав торгового судопроизводства. Это означало появление системы специализированных судов — предшественницы нынешней системы арбитражных судов. Коммерческие суды действовали вплоть до 1917 года. Декретом о суде N 1 Советской власти они были упразднены.

В первые годы после Октябрьской революции в условиях слаборазвитых товарно-денежных отношений судебные споры между казенными учреждениями не допускались (Декрет о суде № 2 // СУ РСФСР 1917-1918. №26.Ст.347). Разногласия между предприятиями и организациями решались в административном порядке вышестоящими органами управления.

С развитием хозяйственных отношений появилась необходимость в создании специального органа по разрешению споров между государственными предприятиями и организациями. В 1922 году, с этой целью, в России были созданы арбитражные комиссии. Имущественные споры между государственными учреждениями и предприятиями разных ведомств решались Высшей арбитражной комиссией при Совете Труда и Обороны и арбитражными комиссиями при областных экономических совещаниях, а затем совнаркомах автономных социалистических республик, арбитражными комиссиями при исполкомах областей и губерний. Создавались также ведомственные арбитражные комиссии в системе органов управления отдельными отраслями экономики.

Дальнейшее развитие арбитража связано с внедрением хозрасчетных отношений и оформления хозяйственных связей на договорной основе. В марте 1931 года были приняты постановления ВЦИК и СНК СССР, по которым все государственные, хозяйственные органы и предприятия были обязаны оформлять свои взаимоотношения по поставке товара, производству работ и оказанию услуг путем заключения договоров и нести за их невыполнение установленную законом ответственность.

В мае 1931 года в системе органов управления был образован государственный арбитраж, призванный разрешать имущественные споры между учреждениями, предприятиями и организациями социалистического хозяйства. Образовалось два вида арбитража — государственный и ведомственный. В государственном арбитраже разрешались споры предприятий и организаций различного подчинения, в ведомственном — подчинения одному ведомству (министерству, комитету, и т.д.).

Постановлением ВЦИК и СНК РСФСР от 25 ноября 1935 года был организован государственный арбитраж при Московском городском совете.

В течение шестидесятилетней истории государственного арбитража (с мая 1931 по октябрь 1991 года) неоднократно предпринимались попытки модернизировать его устройство и деятельность, приспособить к изменяющимся экономическим условиям, повысить его роль в народном хозяйстве.

В 1960 году Совет Министров СССР отменил Положение о Государственном арбитраже 1931 года и утвердил новое Положение о Государственном арбитраже при Совете Министров СССР.

До 1974 года нижестоящие арбитражи не подчинялись вышестоящим, а находились при исполнительных органах власти, то есть система была неподчиненной. Госарбитраж СССР 17 января 1974 года был преобразован в союзно-республиканский орган и утверждено новое Положение о Государственном арбитраже при Совете Министров СССР.

Последний этап развития госарбитража связан с принятием законодательства о нем. В 1977 году, после принятия Конституции СССР, Арбитраж был признан конституционным органом. Организация и порядок деятельности органов госарбитража впервые определялись Законом "О Государственном арбитраже в СССР", который был принят 30 ноября 1979 года.

В Российской Федерации госарбитраж руководствовался Положением о Государственном арбитраже, утвержденном постановлением Совета Министров РСФСР от 5 декабря 1980 года.

Новая история арбитража начинается в 1991 году, когда был принят Закон "Об арбитражном суде", создавший систему государственных арбитражных судов, которые действовали как самостоятельная ветвь судебной власти.

В 1995 году вступил в силу новый Федеральный конституционный закон " Об арбитражных судах в РФ" и Арбитражный процессуальный кодекс РФ. В соответствии с этими актами была создана трехуровневая система арбитражных судов: арбитражные суды субъектов РФ, федеральные арбитражные суды округов, Высший Арбитражный суд РФ.

После принятия Конституции Российской Федерации, первой части нового Гражданского кодекса РФ, другого законодательства, появилась необходимость в новом законе об арбитражных судах.

В 1995 году был принят Федеральный Конституционный Закон "Об арбитражных судах в Российской Федерации" и Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации, которые в настоящее время определяют систему, состав и структуру арбитражных судов и процессуальную форму их деятельности.

С 1 сентября 2002 года вступил в силу новый Арбитражный Процессуальный Кодекс Российской Федерации.

В соответствии с федеральным конституционным законом от 28 апреля 1995 года № 1-ФКЗ "Об арбитражных судах в РФ" Арбитражный суд Тамбовской области является федеральным арбитражным судом первого уровня.

Работа арбитражного суда Тамбовской области строится на принципах законности, независимости судей, состязательности и равноправия сторон, гласности разбирательства и др.

Основными задачами Арбитражного суда являются защита нарушенных или оспариваемых прав и интересов граждан, организаций в сфере предпринимательской деятельности, а также содействие укреплению законности и предупреждению нарушений в сфере экономической деятельности.

В течение года Арбитражный суд Тамбовской области рассматривает несколько тысяч дел. Это, в частности, споры по договорам купли-продажи, о собственности, о налогах и сборах, об оценке актов налоговых органов, о несостоятельности, о кредитных договорах, о признании недействительными актов государственных органов и другие.

Место в судебной системе

Арбитражный суд Тамбовской области относится к первому уровню системы арбитражных судов. Данный суд в соответствии со статьей З6 федерального конституционного закона от 28 апреля 1995 г.   1-ФКЗ "Об арбитражных судах в Российской Федерации": рассматривает в первой инстанции все дела, подведомственные арбитражным судам в Российской Федерации, за исключением дел, отнесенных к компетенции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации; пересматривает по вновь открывшимся обстоятельствам принятые им и вступившие в законную силу судебные акты; обращается в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о проверке конституционности закона, примененного или подлежащего применению в деле, рассматриваемом им в любой инстанции;изучает и обобщает судебную практику;подготавливает предложения по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов;анализирует судебную статистику.

Президиум арбитражного суда Тамбовской области действует в составе председателя  суда, его заместителей, председателей судебных составов и судей. Утверждает по представлению председателя суда членов судебных коллегий и председателей судебных составов этого суда; рассматривает вопросы судебной практики и организации работы суда.

В Арбитражный суд Тамбовской области входят коллегия по рассмотрению споров, возникающих из административных правоотношений и коллегия по рассмотрению споров, возникающих из гражданских и иных правоотношений. Судебные коллегии рассматривают в первой инстанции все дела, подведомственные арбитражным судам в Российской Федерации, за исключением дел, отнесенных к компетенции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изучают и обобщают судебную практику, разрабатывают предложения по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов, анализируют судебную статистику, а также осуществляют иные полномочия, предусмотренные регламентом арбитражных судов.

В составе судебных коллегий образованы четыре  судебных состава, которые специализируются на рассмотрении дел определенных категорий по первой инстанции. Судебные составы возглавляют председатели судебных составов.