ПРАВО.ru
Инхаус
Татьяна Давыденко, руководитель Центра по защите интеллектуальной собственности «Группы Черкизово»
18 марта 2024, 8:41

Регистрация «географических» товарных знаков: анализ практики

Регистрация «географических» товарных знаков: анализ практики
Законодательство не запрещает регистрировать в качестве товарных знаков названия географических объектов. Тем не менее на практике, если заявленное обозначение включает в себя наименование географического объекта (даже небольшого и малоизвестного), Роспатент обычно отказывается его регистрировать. О допустимости регистрации «географических» товарных знаков рассказывает Татьяна Давыденко, руководитель Центра по защите интеллектуальной собственности «Группы Черкизово», патентный поверенный РФ № 1971.

Различительная способность географического обозначения

С позиции административного органа, географическое обозначение не обладает различительной способностью, поскольку указывает на место производства товаров (оказания услуг). Регистрация такого товарного знака будет вводить потребителей в заблуждение относительно такого места, если заявитель находится в регионе, отличном от заявленного географического объекта.

Подход Роспатента не всегда оправдан, ведь согласно рекомендациям № 39 и информационной справке Президиума Суда по интеллектуальным правам не любое географическое название может быть автоматически воспринято потребителями как указание на место нахождения изготовителя товара или место производства товара. В рекомендациях № 39 выделяют три группы обозначений:

  • географические наименования, которые воспринимаются как фантазийные в отношении практически любых товаров (например, «Северный полюс» для товара «мороженое»);
  • географические наименования, которые воспринимаются как фантазийные в отношении одних товаров, но указывают на место производства других (например, «Урал» в отношении товара «пылесосы» — фантазийное обозначение, но описательное для товара «уральские самоцветы»);
  • географические наименования, которые обычно воспринимаются как указание на место производства и нахождения изготовителя (в первую очередь, названия городов).

В последние годы, особенно после появления в ГК нового объекта интеллектуальной собственности географического указания, экспертиза Роспатента в отношении товарных знаков с «географией» ужесточилась. Поэтому добиться регистрации становится все сложнее.

29 мая 2023 года в ГК внесли положения, запрещающие регистрировать товарные знаки, включающие, воспроизводящие или имитирующие географическое указание (ГУ) или наименование места происхождения товаров (НМПТ), в отношении однородных товаров. Исключение — если такое обозначение включено как неохраняемый элемент в товарный знак, который регистрируют на имя лица, имеющего право использования таких ГУ или НМПТ. В отношении неоднородных товаров зарегистрировать товарный знак, сходный с наименованием ГУ или НМПТ, возможно, если потребители не будут ассоциировать его с такими ГУ или НМПТ, а законные интересы правообладателей не будут ущемлены.

Но даже если заявке не препятствует ГУ или НМПТ, шансы на регистрацию «географического» товарного знака на этапе экспертизы Роспатента невелики. Искать взвешенный подход заявителям приходится в судах.


Дело La Moena

Российская компания обратилась в Роспатент с заявкой на регистрацию товарного знака в отношении товаров 19-го класса МКТУ (доска паркетная, обшивки деревянные, паркет и подобное). 

Роспатент отказал в регистрации товарного знака на основании подп. 3 п. 1 и подп. 1 п. 3 ст. 1483 ГК. Он указал, что включенный в состав заявленного обозначения словесный элемент Moena воспроизводит название коммуны в Италии. Подход Роспатента заключается в том, что коммуна Моэна известна российскому потребителю, поскольку в интернете много русифицированных ссылок на информацию об этом географическом объекте. Также на территории коммуны расположен горнолыжный курорт, а потому место популярно среди российских и зарубежных туристов.

Ведомство пришло к выводу, что Моэна может ассоциироваться у российских потребителей с местом производства товаров 19-го класса МКТУ. А так как заявитель находится в России, то потребителя введут в заблуждение относительно места производства товаров. Компания не согласилась с этой позицией и обратилась в суд. Она представила результаты социсследования, согласно которому только 1,5% опрошенных допустили, что Моэна может быть горнолыжным курортом в Италии. А 94,2% опрошенных вообще не слышали слова Moena (Моэна).

Суд по интеллектуальным правам (дело № СИП-506/2023) признал решение об отказе в регистрации товарного знака недействительным и обязал зарегистрировать товарный знак. В решении суда указано: Роспатенту требовалось установить не только что есть географический объект, название которого воспроизводит товарный знак, но и что он известен адресной группе потребителей и велика вероятность, что это название потребители воспримут как место производства товара.

Вышестоящие инстанции, включая Верховный суд, оставили это решение без изменений.

Подход судов видится обоснованным. Если нет доказательств, что потребители воспринимают спорное обозначение, для которого испрашивается правовая охрана, как топоним, указывающий на место происхождения товара или место нахождения его производителя, то обозначение может восприниматься как имеющее фантазийное происхождение, что не препятствует его охране.

Интересно, что до ужесточения подхода Роспатента без каких-либо сложностей были зарегистрированы похожие по логике исполнения товарные знаки, например: товарный знак «Кадис» № 546568 (город в Испании) в отношении товаров для животных, товарный знак «Воронеж» № 619975 для услуг ресторанов и многие другие. 



Дело «Салаира»

В настоящее время для «географических» знаков обслуживания ситуация складывается не лучше, чем для товарных знаков. 

Компания подала на регистрацию в качестве знака обслуживания обозначение в отношении широкого перечня услуг 35, 36, 39, 42 и 45-го классов МКТУ (страхование, перевозки, юридические услуги и прочее).

Роспатент полностью отказал в регистрации знака на основании подп. 3 п. 1 и подп. 1 п. 3 ст. 1483 ГК, со ссылкой на то, что в Кемеровской области есть город Салаир, а в Алтайском крае — национальный парк «Салаир».

Суть позиции Роспатента: у потребителя могут возникнуть ассоциации между заявленным обозначением и городом Салаир или национальным парком «Салаир» как местами оказания услуг или местами нахождения лица, оказывающего услуги.

СИП (дело № СИП-184/2023) признал решение об отказе в регистрации знака обслуживания недействительным и обязал Роспатент повторно рассмотреть возражение компании. Суд посчитал, что представленные Роспатентом ссылки на интернет-источники не подтверждают, что у потребителя есть стойкие ассоциации между заявленным обозначением, городом и национальным парком. Также не доказано, что потребителю указанные географические объекты в принципе известны, а тем более как места оказания услуг страхования, перевозки, юридических и иных услуг, в отношении которых испрашивается правовая охрана по спорному обозначению. 

Также суд указал, что Роспатент не проанализировал перечень услуг, для которых испрашивается правовая охрана спорного обозначения, исходя из наличия (отсутствия) описательности обозначения. Суд обязал учесть ссылки компании на регистрации на имя третьих лиц аналогичного рода обозначений «Салаир» в отношении иных товаров (услуг), исходя из принципа законных ожиданий.

Президиум СИП поддержал такое решение суда и добавил, что в отношении национального парка «Салаир» Роспатент необоснованно применил подп. 3 п. 1 и подп. 1 п. 3 ст. 1483 ГК, ухудшающие положение заявителя. Вместо этого нужно было использовать нормы п. 4 ст. 1483 ГК, допускающие регистрацию товарного знака при согласии владельцев объектов природного наследия. При повторном рассмотрении возражения заявителю потребуется представить согласие на регистрацию товарного знака от владельца национального парка.

Что учесть при регистрации «географических» товарных знаков

Если заявленное обозначение содержит название географического объекта, которое не воспринимается как указание на место производства товара, то есть оно фантазийное в отношении заявленных товаров. Его регистрация возможна и осуществляется без указания элемента в качестве неохраняемого. 

С учетом негативной практики Роспатента в отношении экспертизы товарных знаков с «географией» заявителям рекомендуется перед подачей заявки на регистрацию:

  • проверить, есть ли сходные товарные знаки, заявки, и обязательно — есть ли сходные ГУ/НМПТ или обозначения, заявленные на регистрацию в отношении ГУ/НМПТ;
  • проанализировать, будет ли потребитель воспринимать заявленное географическое название как указание на место производства товара и нахождения изготовителя в отношении товаров, указанных заявителем в перечне, согласно методике из рекомендаций № 39.

При оспаривании решения Роспатента об отказе в регистрации товарного знака можно:

  • сослаться на фантазийный характер обозначения в отношении заявленного перечня товаров и услуг согласно рекомендациям № 39;
  • провести социологическое исследование, чтобы установить, как именно потребители воспринимают заявленное обозначение — как фантазийное или как место производства товаров (оказания услуг);
  • представить контрдоводы на приведенные Роспатентом источники (особенно ссылки на интернет-страницы в отношении малоизвестных географических наименований);
  • сослаться на конституционный принцип законных ожиданий, если на имя третьих лиц зарегистрированы аналогичного рода товарные знаки.