15 октября официально опубликована выписка из протокола заседания подкомиссии правительственной комиссии по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в РФ № 268/1. В п. 3 этой выписки указано, что теперь все компании, рыночная стоимость которых превышает 50 млрд руб., обязаны получать согласие Владимира Путина. Кроме того, не стоит забывать о президентских указах от 01.03.2022 № 81, от 05.08.2022 № 520, от 04.08.2004 № 1009 и о распоряжениях главы государства от 09.11.2022 № 372-рп и от 26.10.2022 № 357-рп.
Таким образом, эти нормативные акты в совокупности значительно увеличивают количество компаний, подпадающих под правовое понятие «стратегические».
⦿ С акциями «стратегов» по Указу президента от 04.08.2004 № 1009.
⦿ C акциями, долями (вкладами), обществ, которыми прямо или косвенно владеют «стратеги».
⦿ С долями участия, правами и обязанностями, принадлежащими участникам Соглашения о разделе продукции по проекту «Сахалин-1» и Соглашения о разработке и добыче нефти на Харьягинском месторождении.
⦿ С акциями, долями (вкладами), обществ, являющихся производителями, поставщиками и сервисменами оборудования для ТЭК по распоряжению президента от 09.11.2022 № 372-рп.
⦿ С акциями, долями (вкладами), кредитных организаций, по отдельному распоряжению президента от 26.10.2022 № 357-рп.
⦿ С акциями, долями (вкладами), обществ недропользователей, участков недр, с извлекаемыми запасами:
- не менее 20 млн тонн нефти;
- не менее 20 млрд м³ природного газа;
- не менее 35 млн тонн угля;
- урана, особо чистого кварцевого сырья, редких земель иттриевой группы, никеля, кобальта, тантала, ниобия, бериллия, меди;
- участков недр, месторождениями алмазов, золота, лития, металлов платиновой группы;
- участков недр внутренних морских вод, территориального моря, континентального шельфа РФ;
⦿ По ч. 3 выписки от 15.10.2024 № 268/1 — любые компании с рыночной совокупной стоимостью от 50 млрд руб.
При этом не имеет правого значения, есть ли во владении стратегической компании лицо из недружественной юрисдикции. Достаточно, чтобы компания соответствовала хотя бы по одному из критериев, указанных выше.
Механизм согласования сделок у президента
Этот механизм похож на процедуру согласования сделок M&A с иностранным участием в подкомиссии правительственной комиссии по контролю за иностранными инвестициями, но имеет свои особенности.
Изначально пакет документов подается в Администрацию президента (АП). При подаче рекомендуем вместе с бумажным вариантом представить его электронную версию. На первом этапе согласования АП оставляет оригинальный вариант у себя, а электронный пересылает в Минфин, который направляет документы, как правило, в Минпромторг. Там уже начинается изучение сделки по существу. Обычно в этом участвуют не менее двух департаментов: отраслевой, например ТЭК, и правовой. В итоге ведомство либо не изучает документы, либо составляет отказ.
При согласии со сделкой направляется представление на имя главы Минфина, который передает документы в Минэкономразвития, где бумаги изучают аналогичным образом. В случае согласия со сделкой Минпромторга, Минфина, Минэкономразвития документы направляют на голосование в правительственную комиссию. Если сделку поддержат все 100% голосов, то протокол, носящий рекомендательный характер, направляют в АП. Только после получения этого документа Администрация президента приступает к изучению сделки.
Особенные требования к пакету документов
Правкомиссия наделена дополнительными правами по проверке целесообразности такой сделки. Правда, в законодательстве отсутствует правовой термин «целесообразность сделки». С учетом сложившейся практики мы рекомендуем указывать одну из следующих целей сделки (если речь идет о внутригрупповой операции):
- оптимизация структуры управления аффилированных компаний, что и требует совершения сделки;
- создание новых рабочих мест, наращивание производственных мощностей и увеличение поступлений в бюджет РФ;
- взятие кредита на иную компанию в рамках внутригрупповой сделки.
С учетом этого стандартный пакет документов необходимо дополнить специальным письмом, где нужно объяснить цель сделки. Оно готовится в формате заявления о выдаче специального разрешения на основании Указа президента от 05.08.2022 № 520. Кроме того, желательно с использованием инфографики показать структуру владения компании до и после сделки без учета смены конечного бенефициара.
Внутригрупповая сделка, как и в случае «стандартных» сделок M&A с иностранным участием, сама по себе имеет следующие отличия:
- не нужно предоставлять справку KPI;
- не нужно делать оценку стоимости бизнеса;
- нет требования об оплате добровольного взноса в бюджет РФ.
Что касается внешней сделки, как мы предполагаем, речь может идти о смене владельца для стратегических компаний, только если такая смена продиктована выводом из-под санкций конечного бенефициара.
Что еще нужно учитывать
Во-первых, рекомендуем при заполнении заявления не указывать ОКВЭДы с так называемыми конкурирующими видами деятельности, за которые отвечают разные департаменты в Минпромторге. Иначе есть риск, что пакет документов останется без рассмотрения, так как ни один из департаментов не возьмет его в работу, ссылаясь на подведомственность коллегам из другого структурного подразделения.
Во-вторых, постоянно следите за актуальностью ранее поданного пакета документов. При рассмотрении этих бумаг к ним применяются требования, существующие на дату рассмотрения, а не на дату подачи.
В-третьих, если есть требование оплатить добровольный взнос, то надо представить выписку со счета или любой иной документ, безусловно доказывающий, что российский покупатель имеет средства как на покупку компании, так и на уплату взноса.
В-четвертых, несмотря на нежелание собственников указывать паспортные данные конечных бенефициаров, правкомиссия требует предоставлять эти сведения: власти ссылаются на п. 1 ст. 7 Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ (ред. от 08.08.2024).