Критерии предварительного согласования
Закон о защите конкуренции определил перечень сделок, которые требуют предварительного согласования с ФАС.
⦿ Создание и реорганизация коммерческих организаций (ст. 27)
⦿ Заключение соглашений о совместной деятельности (ст. 27)
В «Разъяснениях по порядку и методике анализа соглашений о совместной деятельности» антимонопольный орган выделяет основные признаки таких соглашений:
- стороны объединяют ресурсы для достижения целей совместной деятельности или осуществляют взаимные инвестиции в этиx целях;
- стороны совместно несут риски, связанные с совместной деятельностью;
- информация об осуществлении совместной деятельности или создании совместного предприятия публична.
⦿ Сделки с акциями, долями, имуществом коммерческих организаций (ст. 28)
Такие сделки подлежат согласованию, если превышены пороговые значения:
- более 25% голосующих акций акционерного общества;
- более 1/3 долей общества с ограниченной ответственностью;
- балансовая стоимость предмета сделки превышает 20% балансовой стоимости основных производственных средств и нематериальных активов продавца;
- если приобретаются права, позволяющие определять условия осуществления хозяйствующим субъектом предпринимательской деятельности или осуществлять функции его исполнительного органа, в частности установление косвенного контроля над российской компанией в результате сделки между иностранными лицами.
Сделки с долями коммерческих организаций подлежат согласованию при соблюдении следующих финансовых критериев:
- суммарная стоимость активов покупателя (и его группы лиц) и объекта экономической концентрации (и его группы лиц) превышает 7 млрд руб. или суммарная выручка этих лиц превышает 10 млрд руб. + стоимость активов объекта экономической концентрации (и его группы лиц) превышает 800 млн руб.;
- цена сделки превышает 7 млрд руб.
⦿ Сделки с акциями, долями, активами финансовых организаций и правами в отношении финансовых организаций (ст. 29)
Размер активов финансовой организации, при превышении которого сделки нужно согласовывать с ФАС, устанавливает Центробанк или правительство в зависимости от вида финансовой организации.
⦿ Сделки и иные действия в отношении иностранных лиц и (или) организаций, осуществляющих поставки товаров (работ, услуг) на территорию России в сумме более чем 1 млрд руб. в течение года, предшествующего дате осуществления сделки, иного действия, подлежащего государственному контролю
При расчете указанного порогового значения учитываются:
- поставки иностранной компании и ее группы лиц на территорию РФ;
- поставки товаров через дистрибьютора или дистрибьюторскую сеть в случае, если дистрибьюторы входят в одну группу лиц с приобретаемой иностранной компанией или если дистрибьютор входит в одну группу лиц с конечным покупателем товара, находящимся на территории России, и поставляемый объектом экономической концентрации товар в адрес дистрибьютора предназначен для перепродажи в России.
При этом законом установлены сделки и действия, которые не требуют предварительного согласия, если они:
- совершаются лицами, входящими в одну группу лиц (как напрямую, так и опосредованно);
- осуществляются в порядке ст. 31 закона «О защите конкуренции», в отношении которых предусмотрено их последующее одобрение;
- предусмотрены актами президента или правительства.
Процесс согласования
Шаг I. Определить, в какой орган ФАС подается ходатайство о согласовании сделки
Подготовка полного комплекта документов — задача непростая. Она требует соблюдения формальных требований, установленных законом «О защите конкуренции», подзаконными актами, разъяснениями и судебной практикой.
Кроме этого, важно определиться, куда именно подается ходатайство и приложенные к нему документы — в территориальный орган ФАС или в центральный аппарат. Это зависит от суммы сделки, ее сторон и критериев. Определиться с этим вопросом поможет приказ ФАС от 20.09.2007 № 294.
Если сомнения все же остались, рекомендуется подавать документы в центральный аппарат. Согласно п. 3.13 вышеуказанного приказа, антимонопольный орган в течение семи дней с момента получения ходатайства может самостоятельно передать его для рассмотрения в нужный территориальный орган.
Шаг II. Важно верно определить круг заявителей
Как только компания определилась с тем, что сделка или другое корпоративное действие требует согласования, возникает второй вопрос: кто выступает заявителем ходатайства.
Ч. 1 ст. 32 закона «О защите конкуренции» установлено, что заявители — это те лица, которые осуществляют корпоративные действия по созданию или реорганизации компаний, заключают соглашение о совместной деятельности либо приобретают акции (доли). По данным лицам (заявителям), равно как и по объекту экономической концентрации, нужно готовить все основные документы.
Трудность в том, что множество сделок по корпоративному структурированию имеют сложную конструкцию, поэтому вопрос определения заявителей остается неоднозначным даже для специалистов ФАС.
Это может быть обусловлено, например, специфическим статусом компаний внутри корпоративной структуры (ЗПИФ, СФО, страховые компании, иностранные физические и юридические лица из различных юрисдикций и другие).
Опираясь на свой опыт, мы разработали рекомендации при согласовании сделок и других корпоративныx действий с ФАС:
- Определите структуру сделки и ее участников, также корпоративную структуру после совершения сделки. Желательно подготовить наглядную блок-схему с описанием ситуации до и после сделки.
- Определите всех лиц, которые будут выступать заявителями ходатайства и юрисдикцию их регистрации.
- Определите объект(ы) экономической концентрации в сделке. Это не всегда бывает просто, особенно при реорганизации компаний.
- Определите, есть ли в группе лиц объектов экономической концентрации компании, которые осуществляют виды деятельности, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства, указанные в ст. 6 ФЗ «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства» или отвечающие критериям, указанным в части 10 ст. 6 ФЗ «Об иностранных инвестициях в РФ».
Шаг III. Подготовка пакета документов
Комплект документов, в зависимости от вида согласовываемой сделки или иных корпоративныx действий, формируется на основании:
- закона «О защите конкуренции». Ч. 5 ст. 32 регламентирует общий список нужных документов, который расширяют с учетом требований других разъяснений и приказов, о которых поговорим далее;
- разъяснений ФАС от 11.06.2021 № 19 «Об особенностях осуществления государственного антимонопольного контроля за экономической концентрацией».
Это основополагающий документ, который раскрывает огромное количество вопросов взаимодействия заявителей с антимонопольным органом и особенности подготовки документов иностранными компаниями, фондами и другими. В документе также есть ссылки на судебную практику по вопросам согласования тех или иных сделок. Документ позволит понять логику антимонопольного органа при рассмотрении ходатайств и избежать ошибок.
- Приказ ФАС от 20.11.2006 № 293 (ред. от 03.04.2014) «Об утверждении формы представления перечня лиц, входящих в одну группу лиц».
Как и говорили выше, одним из непростых вопросов при подготовке документов остается вопрос формирования группы лиц заявителя и группы лиц объекта экономической концентрации с приложением схематических изображений. Приказ регулирует технические аспекты изложения вышеуказанной информации.
Определять лиц, относящихся к группе, нужно на основании ст. 9 закона «О защите конкуренции». Схема группы лиц должна соответствовать перечню группы лиц. Учитывая, что корпоративные структуры компаний часто представляют собой десятки, а иногда даже сотни лиц, входящих в группу, важно актуализировать указанные сведения с учетом всех корпоративных реорганизаций, переназначения руководителей компаний группы и подобного.
- Приказа ФАС от 20.09.2007 № 294 «Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по согласованию приобретения акций (долей) в уставном капитале коммерческих организаций, получения в собственность или пользование основных производственных средств или нематериальных активов, приобретения прав, позволяющих определять условия ведения хозяйствующим субъектом его предпринимательской деятельности, в случаях, предусмотренных законодательством РФ».
Этот документ, наравне с разъяснениями ФАС от 11.06.2021 № 19, — один из основных актов, регламентирующих порядок взаимодействия заявителей с контролирующим органом. В нем содержится информация о том, в какие территориальные органы ведомства предоставляют документы, какие из них прилагают к ходатайству, как осуществляют их заверение, какие устанавливают сроки для принятия решения по ходатайству, порядок обжалования действий или бездействия территориального органа ФАС, а также адреса и телефоны территориальных органов ФАС.
- Приказ ФАС от 17.04.2008 № 129 (ред. от 20.04.2010) «Об утверждении формы представления антимонопольному органу сведений при обращении с ходатайствами и уведомлениями, предусмотренными статьями 27–31 ФЗ «О защите конкуренции».
Само по себе ходатайство о согласовании сделки составляется в свободной форме. В нем обычно указывают заявителей и их контактные данные, орган, куда подают ходатайство, описание основных критериев сделки, которые заявители просят согласовать, и основание для обращения в ФАС (норму или нормы закона «О защите конкуренции»). Также — полный список всех приложений.
Основной документ, который подают в антимонопольный орган, — форма предоставления сведений, утвержденная приказом ФАС от 17.04.2008 № 129. В ней указывают все обстоятельства, критерии, стороны и особенности согласовываемой сделки или иных корпоративных действий.
Мы рекомендуем делать ее первым приложением к ходатайству, так как она позволяет исполнителю сразу понять суть вопроса.
Нужно обратить особое внимание на то, что к форме утверждены пять приложений в отношении предоставления сведений о хозяйственной деятельности компаний групп лиц заявителей и объектов экономической концентрации. Эти сведения подают в отношении всех компаний, указанных в перечнях группы лиц, предоставляемых в ФАС.
- Приказ ФАС от 25.05.2012 № 342 «Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по согласованию создания и реорганизации коммерческих организаций в случаях, установленных антимонопольным законодательством РФ».
Этот документ относится к вопросам создания и реорганизации компаний в рамках группы. В нем содержится информация о том, в какие территориальные органы ФАС предоставляются документы, какие из них прилагаются к ходатайству, как осуществляется их заверение, устанавливаются сроки для принятия решения по ходатайству, порядок обжалования действий или бездействия территориального органа ФАС, а еще их адреса и телефоны.
- Постановление Правительства РФ от 10.06.2023 № 956
Документ устанавливает случаи, в которых антимонопольному органу запрещается публиковать сведения на официальном сайте о поступившем ходатайстве о даче согласия на осуществление сделки, иного действия, включая сведения о результатах его рассмотрения. В связи с этим, помимо других документов, антимонопольный орган запрашивает письмо о наличии или отсутствии оснований, которые бы препятствовали публикации.
Шаг IV. Подача документов
Есть возможность подать ходатайство электронно, но мы не рекомендуем этот способ из-за технических сложностей и риска сбоев.
К бумажному комплекту в любом случае прикладывают электронные версии документов. Документы собирают в жесткую папку-скоросшиватель или в несколько таких папок. Чем логичнее и понятнее будет структура расположения документов, тем быстрее исполнитель разберется с ходатайством.
Обычно структура состоит из трех блоков.
⦿ Общие документы по сделке или иным согласовываемым действиям
Ходатайство и сведения, доверенности на подачу документов, основные согласовываемые проекты договоров, проекты документов в отношении реорганизуемых и создаваемых компаний, квитанция об уплате пошлины.
⦿ Блок документов в отношении заявителей
• Учредительные документы | • Паспорта и сведения о резидентстве (в отношении физических лиц) |
• Письма о суммарной балансовой стоимости активов | • Сведения о бенефициарах заявителя |
• Перечень лиц, которые распоряжаются более чем 5% долей в уставном капитале заявителя | • Перечень коммерческих организаций, в которых заявитель владеет более чем 5% долей в уставном капитале |
• Схемы группы лиц и перечень лиц, входящих в группу заявителя | • Сведения о хозяйственной деятельности компаний группы лиц заявителя |
• Полномочия подписантов прилагаемых документов | • Письмо о возможности или невозможности публичного размещения сведений с учетом положения Постановления Правительства РФ от 10.06.2023 № 956 |
Точный перечень зависит от условий сделки, ее сторон и лиц, входящих в группу заявителя.
⦿ Блок документов в отношении объекта экономической концентрации
• Учредительные документы | • Письма о суммарной балансовой стоимости активов |
• Перечень лиц, которые распоряжаются более чем 5% долей в уставном капитале объекта экономической концентрации | • Письма о наличии или отсутствии обстоятельств, указанных в ФЗ от 29.04.2008 № 57-ФЗ и ФЗ от 09.07.1999 № 160-ФЗ, с приложением соответствующих лицензий |
• Перечень коммерческих организаций, в которых объект экономической концентрации владеет более чем 5% долей в уставном капитале | • Письмо о возможности или невозможности публичного размещения сведений с учетом положения Постановления Правительства РФ от 10.06.2023 № 956 |
• Схемы группы лиц и перечень лиц, входящих в группу объекта экономической концентрации | • Сведения о хозяйственной деятельности компаний группы лиц объекта экономической концентрации |
• Полномочия подписантов прилагаемых документов |
Точный перечень зависит от условий сделки, ее сторон и лиц, входящих в группу объекта экономической концентрации.
В отдельном файле в конце папки нужно приложить флеш-накопитель с электронными версиями всех имеющихся документов и закрепить его так, чтобы он не выпал в канцелярии ФАС. На накопитель записывают сканированные версии, таблицы Excel или проекты в Word.
Решение ФАС по итогам рассмотрения ходатайства
Антимонопольный орган может принять одно из трех решений.
Первый вариант — удовлетворение ходатайства, если в ФАС представлен полный комплект документов и сведений, а еще установлено, что сделка или иное действие не приведут к ограничению конкуренции.
Второй — решение о согласовании действия или сделки с выдачей предписания об обеспечении конкуренции. То есть антимонопольный орган может обозначить условия, которые нужно учесть заявителю, например: вынести структурные предписания (продажа части активов, снижение доли на рынке, изменения группы лиц, запрет совмещения разных видов деятельности или отчуждение прав на результаты интеллектуальной деятельности) или поведенческие предписания (предоставление доступа к объектам инфраструктуры, сетевым объектам, информации, технологиям на недискриминационной основе, принятие мер для снижения барьеров входа на рынок, разработка торгово-сбытовой политики, ограничение изменения цен, предоставление информации в ФАС).
Самый негативный сценарий — отказ в согласовании сделки, который выдают заявителю в одном из четырех случаев:
- Сделка или действия приводят или могут привести к ограничению конкуренции (в частности, в результате возникновения или усиления доминирующего положения заявителя либо лица, которое будет создано в результате осуществления заявленной сделки, иного действия).
- Информация, имеющая значение для принятия решения, недостоверна.
- Заявителем по ходатайству не представлены имеющиеся у него и запрошенные антимонопольным органом сведения.
- В соответствии с ФЗ № 57 принято решение об отказе в предварительном согласовании.
В случае отказа в согласовании сделки по техническим причинам или из-за комплектности поданных документов (например, если заявитель отказался или не имел возможности собрать все необходимые документы, но торопился совершить сделку и настоял на подаче неполного комплекта) рекомендуется подавать ходатайство повторно, исправив ошибки и собрав недостающие бумаги.
Это позволит решить задачу гораздо быстрее и эффективнее, чем через суд. В судебном порядке имеет смысл обжаловать только отказы из-за несогласия с оценкой, которую антимонопольный орган дал состоянию конкуренции. Также важно понимать, что согласие ФАС может быть не единственным необходимым для осуществления сделки решением государственных органов.
- Штраф от 300 000 до 500 000 руб. (ч. 3 ст. 19.8 КоАП).
- Признание сделки недействительной.
- Ликвидация или реорганизация корпоративной структуры либо ее части.
Гражданско-правовые действия в виде ликвидации или реорганизации компании либо признания сделки недействительной осуществляются ФАС не напрямую, а путем обращения в суд. Для этого антимонопольный орган должен доказать, что сделка или оспариваемые корпоративные действия привели к нарушению конкуренции.