ПРАВО.ru
Актуальные темы
2 марта 2016, 16:00

Что в планах у Госдумы: обзор законопроектов за февраль

Что в планах у Госдумы: обзор законопроектов за февраль

Самый короткий месяц в году выдался для нижней палаты парламента плодотворным: в феврале на рассмотрение ГД поступило почти 120 законодательных инициатив, некоторые из которых оказались такими неотложными, что уже получили подпись президента. Самые интересные законопроекты – в подборке "Право.ru".

Чего хочет правительство: права адвоката на сбор сведений, адвокатский запрос и ответственность резидентов

Представители исполнительной власти РФ озаботились правами адвоката на сбор сведений, необходимых для оказания квалифицированной юридической помощи. Разработка законопроекта входила в планы Правительства еще на 2014 год, однако внесли его в нижнюю палату парламента только в феврале. Законопроект определяет понятие адвокатского запроса и закрепляет порядок его направления.

Соответствующие изменения предлагается внести в ФЗ № 63 "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в РФ" и Кодекс РФ об административных правонарушениях (КоАП). Так, в ФЗ появится ст. 61, в которой будет установлено, что требования к форме, порядку оформления и направления адвокатского запроса определяются федеральным органом юстиции по согласованию с заинтересованными органами государственной власти. При этом срок рассмотрения адвокатского запроса составит 30 дней. В случае его увеличения адвокату должно прийти соответствующее уведомление. Кроме того, в ст. 5.39 КоАП будет прописана ответственность, которая грозит за отказ в предоставлении информации адвокату по его запросу. Штраф для должностных лиц составит от 1 до 3 000 руб. Одновременно, как отмечается в пояснительной записке, "в целях исключения случаев необоснованного направления адвокатских запросов в целях, не связанных с осуществлением адвокатской деятельности" проектом предлагается прописать санкции и для самих адвокатов.

Впрочем, это не все поправки в КоАП, которые запланировало Правительство. Так, согласно законопроекту "О внесении изменений в статью 15.25 Кодекса РФ об административных правонарушениях", в кодексе появится ответственность для резидентов РФ, которые открыли счета по внешнеторговым контрактам в российских или иностранных банках. В случае, если такие граждане в установленный срок не обеспечили обязательное получение на свои счета валюты РФ в доле, определяемой Правительством, им грозит административное наказание. Так, за соответствующие правонарушения должностным лицам грозит штраф в размере от 4 до 5 000 руб., а юридическим лицам – от 40 до 50 000 руб.

Кроме того, Правительство также планирует внести поправки в ст. 5 и ст. 6-1 ФЗ "Об исполнительном производстве". Законопроект позволит Федеральной службе судебных приставов использовать данные государственных информационных систем, а банки обяжет направлять информацию об уплате гражданином задолженности в Государственную информационную систему о государственных и муниципальных платежах (ГИС ГМП). Согласно действующим нормам, кредитные организации должны направлять информацию в ГИС ГМП об уплате денежных средств за государственные и муниципальные услуги, а также о платежах, формирующих доходы бюджетной системы РФ, однако передавать в ГИС ГМП сведения о принятых платежах в счет погашения задолженности по исполнительному производству банки не обязаны. Правительственная инициатива призвана изменить такую норму, таким образом, ФССП РФ будет передавать в ГИС ГМП информацию о возбуждении исполнительного производства, необходимую для уплаты денежных средств, а банки – публиковать информацию о поступившем платеже. "Предлагаемые законопроектом изменения будут способствовать оперативному реагированию судебного пристава-исполнителя на факт погашения должником задолженности по исполнительному производству", – отмечается в пояснительной записке к проекту закона.

Чего хотят сенаторы: сельский бизнес и права должников

Вопросами малого и среднего предпринимательства занялся сенатор Вадим Тюльпанов, отправив на рассмотрение нижней палаты парламента законопроект "О внесении изменений в статью 4 Федерального закона "О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ". По действующим нормам к субъектам малого и среднего предпринимательства относятся хозяйственные общества и партнерства, производственные кооперативы, индивидуальные предприниматели и сельскохозяйственные потребительские кооперативы. При этом в предыдущей версии закона к малому и среднему бизнесу относились все потребительские кооперативы, независимо от характера их деятельности. В связи с этим Тюльпанов предлагает вернуть всем потребительским кооперативам статус субъекта малого и среднего предпринимательства. По словам автора проекта, на сегодня в РФ зарегистрировано порядка 3500 потребительских кооперативов, которые играют важную роль в социально-экономическом развитии села. Изменения, предлагаемые законопроектом, позволят потребительским кооперативам участвовать в региональных программах малого и среднего предпринимательства, распространит действия моратория на проведение плановых проверок в отношении них, а также вернёт возможность получать соответствующие преференции, что приведет к улучшению социально-экономических показателей многих регионов РФ.

Между тем, коллеги сенатора Тюльпанова во главе со спикером Совета Федерации Валентиной Матвиенко и спикером Госдумы Сергеем Нарышкиным внесли в ГД пакет законопроектов, направленный на защиту прав и интересов физлиц при возврате долгов. Документы устанавливают способы взаимодействия между кредитором и физическим лицом для того, чтобы избежать нарушений прав последних из-за недобросовестных методов взыскания. По словам авторов законопроекта, в Федеральное Собрание и другие органы власти поступают многочисленные обращения, связанные с взысканием задолженности по кредитным договорам, в том числе незаконными методами, с угрозой жизни и здоровью должников.

Для обеспечения надлежащей защиты прав должников необходимо создание отдельного федерального закона, регламентирующего действия по возврату долгов, осуществляемые кредиторами и другими лицами, а также регулирующего деятельность юрлиц, занимающихся возвратом долгов на постоянной основе, отмечают авторы идеи. Как говорится в пояснительной записке к основному документу, "законопроект направлен не на описание форм добросовестных действий по взысканию задолженности и дублирование закрепленных в других законах дозволений, а, напротив, на описание и регулирование действий, содержащих потенциальную угрозу нарушения прав должников". Таким образом, согласно документу, взаимодействовать с должником по вопросам договора потребительского кредита могут только лица, которые выдают потребительский кредит или входят в госреестр, а в качестве способов общения могут быть использованы личные встречи, телефонные переговоры, текстовые и телеграфные сообщения. Проект не устанавливает ограничения для контактов с должником, однако должник вправе заявить о привлечении представителя (в этом случае взаимодействие возможно только через представителя, который должен иметь статус адвоката), а также об отказе от взаимодействия (в этом случае взаимодействие с должником должно быть прекращено).

Чего хочет партия власти: новые наркотики, госстроительство как политика и НКО

Представители фракции "Единая Россия" в феврале сфокусировались на уточнении понятий. Так, законопроект "О внесении изменений в статьи 23, 63 и 264 Уголовного кодекса Российской Федерации", внесенный депутатом Ильей Костуновым, конкретизирует понятие "состояние опьянения". В действующих редакциях этих статей 23 и 63 УК под опьянением понимается состояние, вызванное употреблением алкоголя, наркотических средств или других одурманивающих веществ, а в статье 264 УК – употребление лицом вызывающих алкогольное опьянение веществ, а также наркотических и психотропных средств. "Между тем состояние опьянения может быть вызвано также потреблением новых потенциально опасных психоактивных веществ либо аналогов наркотических средств и психотропных веществ, что в настоящее время не принято во внимание в редакции указанной нормы УК, и может негативным образом отразиться на привлечении к ответственности лиц, допускающих их незаконное потребление", – отмечается в пояснительной записке к законопроекту. Таким образом, автор законопроекта предлагает распространить действие этих статей на психотропные вещества или аналоги наркотиков и психотропов, а также на новые потенциально опасные психоактивные вещества.

В то же время группа депутатов во главе с Дмитрием Вяткиным и Владимиром Плигиным, зампреседателя и председателем Комитета ГД по конституционному законодательству и госстроительству, решили уточнить понятие "политическая деятельность", которое содержится в ФЗ "О некоммерческих организациях", и внесли соответствующий законопроект на рассмотрение своих коллег. Таким образом, к сферам, в которых осуществляется политическая деятельность, отнесены госстроительство и федеральное устройство, обеспечение суверенитета и территориальной целостности РФ, обеспечение законности, правопорядка и безопасности, оборона страны, внешняя политика, целостность и устойчивость политической системы, социально-экономическое и национальное развитие РФ, функционирование органов государственной власти и местного самоуправления, а также регулирование прав и свобод человека и гражданина. При этом политическая деятельность может быть как в виде организации и проведения публичных мероприятий (митингов, демонстраций, шествий или пикетирований), публичных дискуссий и выступлений, так и в работе с политическими партиями, в деятельности, направленной на получение определенного результата на выборах, в наблюдении за проведением выборов, в формировании избирательных комиссий, а также в публичных обращениях к госорганам и органам местного самоуправления.

Кроме того, под закон попадут и НКО, работа которых направлена на принятие, изменение, отмену законов или иных правовых актов, на осуществление деятельности, направленной на формирование общественно-политических взглядов и убеждений, в том числе с помощью проведения и опубликования опросов общественного мнения и других социологических исследований.

Чего хотят эсеры: больше власти, больше сроков и меньше налогов

Депутаты ГД от фракции "Справедливая Россия" во главе со своим председателем Сергеем Мироновым в феврале внесли на рассмотрение своих коллег сразу несколько законопроектов. Начали они с поправок в ФКЗ № 9 "О Правительстве Российской Федерации". В частности, эсеров не устраивает порядок формирования Кабмина, в котором депутаты Госдумы не принимают никакого участия. Так, говорят авторы законопроекта, "возникают парадоксальные ситуации, когда депутаты поднимают очевидные вопросы о профнепригодности дискредитировавшего себя Министра образования и науки Дмитрия Ливанова, который фактически "разрушил" систему российского образования, или о полностью провалившем пенсионную реформу главе Минздравсоцразвития Михаиле Зурабове, однако юридически значимых последствий требования депутатов не получают, поскольку законодательством не предусмотрена обязанность исполнительной власти реагировать на такие вопросы". В связи с этим эсеры предлагают ввести новую схему: одна треть депутатов ГД вправе обратиться к премьер-министру с просьбой внести на рассмотрение президента вопрос об освобождении от должности заместителя Председателя Правительства РФ или федерального министра в связи с его неудовлетворительной работой. В случае, если премьер-министр не выполнил просьбу депутатов в течение трех месяцев, члены нижней палаты парламента могут вновь обратиться к нему с соответствующей просьбой, и тогда председатель Правительства обязан в течение двух недель внести соответствующее предложение главе государства.

Озадачились эсеры и Уголовным кодексом – депутатам показалось несправедливым, что время содержания лица под стражей до судебного разбирательства засчитывается в срок лишения свободы из расчета один день за один день вне зависимости от того, был ли осужденный заключен под стражу до суда или в отношении него был применен домашний арест. Однако "пребывание лица в доме не может быть сопоставимым по смыслу вышеуказанных норм с его содержанием в следственном изоляторе либо ином месте", – отмечается в пояснительной записке к законопроекту. В связи с этим эсеры предлагают установить, что время нахождения гражданина под домашним арестом, включаемое в срок его содержания под стражей до судебного разбирательства, засчитывается в сроки лишения свободы из расчета два дня за один день.

Эсеры также предложили отменить транспортный налог и внести соответствующие поправки в Налоговый кодекс РФ. В частности, по словам авторов законопроекта, гл. 28 НК нужно признать утратившей силу, поскольку даже президент поддержал отмену транспортного налога еще в ноябре 2012 года. По данным Комитета ГД по транспорту, собираемость данного налога в субъектах РФ не превышает 50 процентов. Как отмечают законотворцы, Федерация автовладельцев России за месяц собрала более 100 тысяч подписей в поддержку такого решения. За отмену выступило и профильное Министерство транспорта РФ. Депутаты также подчеркнули, что все должностные лица подразумевали необходимость включения выпадающих доходов от отмены транспортного налога в стоимость акциза на топливо. "В таком случае будет работать принцип "пользователь платит, когда едет", что, безусловно, является более справедливой формой платы", – отмечают авторы законодательной инициативы.