На этой неделе важной темой для юридического сообщества стало создание новой организации – объединения практикующих юристов России (ОПЮР), которое призвано укрепить престиж профессии. Широко обсуждаемой новостью из сферы политики можно назвать многочисленные отставки губернаторов. Кого-то уволили, кто-то ушел сам. Также общественный резонанс вызвала ситуация с авиакомпанией «ВИМ-авиа», которая оказалась на грани ликвидации. «Право.ru» рассказывает обо всем по порядку.
Новое объединение юристов
ОПЮР учредили известные правоведы, занимающие высокие должности. Это профессор, советник директора Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Алексей Автономов, вице-президент ФПА Алексей Галоганов, член Общественной палаты Владислав Гриб, председатель Общественного совета при МВД, адвокат Анатолий Кучерена, президент Гильдии российских адвокатов Гасан Мирзоев и другие.
"Для развития [института адвокатуры] необходим диалог адвокатов с юристами, которые не имеют соответствующего статуса. Чтоб установить такой диалог, мы и создали ОПЮР", – рассказал «Право.ru» управляющий партнер юрфирмы ART DE LEX Дмитрий Магоня
В Ассоциации юристов России (АЮР) по поводу ОПЮР высказали недоумение, а эксперты, в том числе управляющий партнер АБ "Коблев и партнеры" Руслан Коблев, назвали цели новой общественной организации «весьма туманными». Подробнее об организации и о том, что о ней сказали представители профессии, в материале «В России появилось еще одно Объединение юристов».
Законопроект Крашенинникова
Если закон в итоге примут, то в суды будут пускать только тех представителей, которые имеют высшее юридическое образование и специальное разрешение от общественной организации (ей может стать АЮР). Организация будет допускать к профессии юристов. По мнению Крашенинникова, это улучшит качество представительства. А по мнению экспертов, это принесет только проблемы. Сейчас в суде гражданин может представлять себя сам, не имея при этом особенных навыков и уж тем более диплома юриста, на фоне этого предложение депутата многие юристы находят как минимум странным.
Подробнее о том, что говорят эксперты, читайте в материале «Юристы прокомментировали идею обязательного юробразования для представителей в судах». Вы тоже можете высказаться по поводу этой идеи в опросе «Право.ru» – Одобряете ли вы профессиональную монополию на представительство в судах? (откроется в новой вкладке).
Что случилось с «ВИМ-авиа»
Аиакомпания «ВИМ-авиа» из-за долгов прекратила перевозки, из-за чего тысячи людей не смогли вылететь из страны и вернуться назад. Чтобы вы могли разобраться в ситуации «Право.ru» дает ответы на главные вопросы.
Что это за авиакомпания?
«ВИМ-авиа» появилась в 2002 году и стала быстро развиваться, до прошлого года она выполняла больше 10 000 рейсов в год как по России, так и за границу. Основные направления – это Испания, Италия, Израиль, Греция. В 2008–2009 годах компания называла себя лидером в чартерном сегменте рынка и могла похвастаться постоянно растущим количеством пассажиров. У «ВИМ-авиа» есть дочерняя авиакомпания «Башкортостан».
ВИМ – это аббревиатура от имени основателя компании Виктора Ивановича Меркулова.
Что с ней случилось?
У компании кончились деньги, она элементарно больше не могла оплатить даже топливо для самолетов. В понедельник, 25 сентября, она полностью прекратила чартерные перевозки, но задержки рейсов и другие проблемы начались еще 22 сентября. Из 19 рейсов аэропорта «Домодедово» тогда вовремя вылетели всего шесть.
Все из-за того, что авиакомпания взяла в лизинг самолеты Airbus А330 и Boeing 777, но не рассчитала спрос на перевозки и не смогла продолжать выплаты. Второй причиной ухудшения финансового положения министр экономического развития Максим Орешкин назвал журналистам инфляцию.
Авиаперевозчиком заинтересовались следователи и завели уголовное дело «по факту хищения денежных средств пассажиров должностными лицами», потому что компания продала около 140 000 билетов пассажирам, уже зная, что те никуда не смогут улететь.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
От «ВИМ-авиа» отказался аэропорт «Домодедово», который последнее время и так обслуживал компанию в долг, сумма его уже перевалила за 500 млн руб. Однако спустя несколько дней из аэропорта вылетели шесть самолетов «ВИМ-авиа» – опять в долг.
Компания задолжала не только этому аэропорту. По данным картотеки арбитражных дел, только за 2017 год суды зарегистрировали больше десятка претензий к «ВИМ-авиа». Компания не платила за обслуживание самолетов, за питание пассажиров на борту и т. д.
Что с пассажирами?
Этот вопрос «Право.ru» задало аэропорту «Домодедово». Выяснилось, что в терминале для «застрявших» пассажиров проблемной авиакомпании выделили специальную отдельную зону, где они ждут решения от одного из туроператоров по отправке на отдых.
Пассажиры обеспечены водой и питанием. На данный момент [вечер 28 сентября – прим. ред.] в терминале находятся порядка 30 пассажиров. Службы аэропорта окажут им необходимую поддержку до решения вопроса с перелетом.
Из-за границы клиентов «ВИМ-авиа» вывозят другие авиакомпании: «Уральские авиалинии», «АйФлай», Red Wings, NordStar, «Икар», «Северный ветер» и «Якутия». Делают они это не бесплатно: турагентства заново оплачивают людям все билеты. Один только «Аэрофлот» перевозит людей за свои средства. Продлятся «спасительные» рейсы до 16 октября. Те, у кого куплены билеты на более позднюю дату, должны их сдать. 28 сентября стало известно, что по личному поручению Путина к перевозкам подключатся самолеты специального отряда «Россия» управления делами президента.
Это всё? Компания закрывается окончательно?
Агентство по страхованию вкладов уже подало в суд иск о банкротстве «ВИМ-авиа», но спустя два дня отозвало заявление, чтобы «соблюсти законные интересы граждан и принять наиболее эффективные решения для всех участников ликвидационного процесса».
Иск отозвали «до определения позиции Правительства», то есть власти еще могут принять решение о спасении авиакомпании. Сделать это будет не так просто, потому что долг «ВИМ-авиа» перевалил за 1,3 млрд руб. Ей выделили из бюджета почти 100 млн руб., но это вряд ли исправит ситуацию.
Глава Минтранса Максим Соколов сказал, что спасать компанию не имеет смысла, так что проблемы действительно могут привести к ликвидации «ВИМ-авиа», как это случилось, например, с авиакомпаниями «Трансаэро» и «Московия».
Проблему заметил и президент Владимир Путин, он сказал министру «быстро и эффективно решить проблемы вокруг "ВИМ-Авиа"». Глава государства усомнился в соответствии Соколова своей должности: «Я обращаю внимание курирующего транспорт вице-премьера: вы недостаточно внимания уделяете этой отрасли. Недостаточно. Может быть, вы перегружены слишком?». На следующий день президент подписал указ об объявлении Соколову дисциплинарного взыскания в виде неполного служебного соответствия.
Что власти предпримут дальше, пока не сообщается. По информации СМИ, у «ВИМ-авиа» через две недели может быть приостановлен сертификат эксплуатанта, который дает право на выполнение полетов. "Через две недели компания существовать не будет, нам об этом четко сказали", – говорят источники.
У меня билет «ВИМ-авиа», что мне делать?
Компания на своем сайте разместила инструкцию, что делать пострадавшим пассажирам.
Чтобы вернуть билет, вам нужно отправить запрос на helpdesk@vim-avia.com, в письме укажите свое имя, номер рейса, дату вылета, номер билета, номер брони и свой номер телефона. Как вам вернут деньги за билет, зависит от того, как вы его оплатили. Вы могли это сделать через салон «Евросеть» (тогда деньги вернут в салоне наличными), терминал «QIWI» или банковской картой (сумма поступит на счет).
В аэропорту «Домодедово» «Право.ru» ответили, что по вопросу билетов пассажирам нужно обращаться по телефонам горячих линий: Ростуризма: +7 (985) 226-82-71 и ассоциации «Турпомощь»: +7 (799) 678-12-03.
Хронология событий
20–22 сентября – Первые задержки рейсов
25 сентября – Аэропорт «Домодедово» перестал обслуживать «ВИМ-авиа»
26 сентября – Следственный комитет (СК) возбудил уголовное дело против должностных лиц «ВИМ-Авиа»
26 сентября – Росавиация созвала специальное совещание и выбрала семь компаний для вывоза пострадавших пассажиров «Вим-Авиа»
28 сентября – СК задержал гендиректора «ВИМ-авиа» Александра Кочнева и главного бухгалтера Екатерину Пантелееву из-за хищений
28 сентября – Власти выделили «ВИМ-авиа» 98 млн руб. в помощь с оплатой топлива и обслуживания
29 сентября – Путин отправил специальные самолеты своего отряда на помощь пассажирам
29 сентября – Президент наказал главу Минтранса за бездействие
Отставки губернаторов
За четыре дня свои посты покинули пятеро губернаторов: Николай Меркушкин (Самарская область), Валерий Шанцев (Нижегородская область), Игорь Кошин (Ненецкий Автономный округ), Виктор Толоконский (Красноярский край), Рамазан Абдулатипов (Республика Дагестан). Двое последних не стали дожидаться, пока их уволит президент, и сами подали в отставку. В Кремле увольнения называют «нормальным процессом» и связывают их исключительно с «омоложением» губернаторского корпуса.