С принятием поправок в Федеральный закон от 08.02.98 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» 1 значительно увеличилась роль нотариусов в функционировании обществ с ограниченной ответственностью. Это приближает Россию к распространенной в странах с системой латинского нотариата практике, при которой нотариус свидетельствует различные факты деятельности хозяйственного общества.
Ранее предусмотренные законом действия нотариуса в случае отчуждения доли в уставном капитале ограничивались нотариальным свидетельствованием подписи уполномоченного лица на заявлениях о внесении изменений в учредительные документы и в ЕГРЮЛ.
Новые обязанности нотариуса
С 1 июля 2009 г. у нотариуса появились новые обязанности. Некоторые из них являются даже новыми нотариальными действиями по отношению к тем, что уже были предусмотрены в законодательстве о нотариате. Например, теперь при отчуждении или передаче в залог доли (части доли) в уставном капитале общества нотариус будет выполнять следующие нотариальные действия:
- 1) удостоверение подписи на заявлении участника общества или общества об отказе от использования преимущественного права покупки доли (части доли) в уставном капитале общества;
- 2) удостоверение сделки, направленной на отчуждение доли (части доли), или договора залога доли (части доли) в уставном капитале общества;
- 3) свидетельствование подлинности подписи участника на заявлении о внесении изменений в ЕГРЮЛ;
- 4) передача в регистрирующий орган заявления о внесении изменений в ЕГРЮЛ с приложением соответствующего договора или иного подтверждающего документа (при залоге — только заявления);
- 5) передача обществу, отчуждение доли (части доли) в уставном капитале которого осуществляется, копии заявления с приложением договора или иного подтверждающего документа 2(при залоге к заявлению прилагается только договор).
Проверка полномочий участвующих в сделке лиц не является самостоятельным нотариальным действием, однако будет необходимым и важным этапом при совершении каждой удостоверяемой нотариусом сделки.
Право собственности на долю в уставном капитале общества по новым правилам будет переходить к приобретателю с момента нотариального удостоверения сделки, направленной на отчуждение доли (части доли). В связи с этим именно нотариальное действие по удостоверению таких сделок будет вызывать наибольшее количество вопросов и споров.
С учетом значения для хозяйственного оборота сделок, совершаемых с долями обществ, их стоимости, а также того, что, удостоверяя сделку, нотариус фактически получает доступ к содержащейся в такой сделке конфиденциальной информации, можно представить, какая ответственность ложится на нотариуса. В связи с этим рассмотрим ситуации, когда в силу различных причин нотариус надлежащим образом не справился со своими обязанностями.
Представим ситуацию, когда сделка по отчуждению доли в уставном капитале, законность которой была проверена нотариусом, впоследствии признана недействительной по решению суда. Однако новый владелец уже успел проголосовать на общем собрании за реорганизацию общества в форме слияния, а кредиторы потребовали от общества досрочного исполнения своих обязательств. Или ситуацию, когда в ЕГРЮЛ вовремя не внесены изменения, касающиеся нового участника, и общество не было уведомлено об этом. Собрание прошло без такого участника, поскольку он не знал о собрании. А принятые на нем решения впоследствии были оспорены.
В подобных случаях общество может понести колоссальные убытки. Необходимо также учесть штрафы за несвоевременное внесение изменений в ЕГРЮЛ и возможность причинения обществу убытков в результате разглашения конфиденциальной информации о деятельности общества. Может ли общество (либо его участник) требовать от нотариуса возместить причиненный вред? Насколько это осуществимо на практике?
Ответственность нотариуса
С 1 июля 2009 г. нотариус, занимающийся частной практикой, несет полную имущественную ответственность за вред, причиненный имуществу гражданина или юридического лица в результате совершения нотариального действия, противоречащего законодательству РФ, или неправомерного отказа в совершении нотариального действия, а также разглашения сведений о совершенных нотариальных действиях.
Ранее нотариус отвечал лишь в случаях умышленного разглашения сведений о совершенном нотариальном действии или совершения нотариального действия, противоречащего закону. С 1 июля 2009 г. ответственность нотариуса существенно расширена. Теперь он несет ответственность и в случаях причинения вреда при отсутствии умысла (например, в результате невнимательности, неосмотрительности, некомпетентности).
Возмещение вреда осуществляется за счет страхового возмещения по заключенному договору страхования гражданской ответственности нотариуса, занимающегося частной практикой, а при его недостаточности — за счет имущества такого нотариуса в пределах разницы между страховым возмещением и фактическим размером ущерба. Имущественный вред, причиненный нотариусом умышленно, возмещается исключительно за счет принадлежащего ему имущества.
С 1 июля 2009 г. увеличится размер минимальной страховой суммы по договорам страхования гражданской ответственности нотариуса 3.
Страховым случаем по такому договору является установленный вступившим в законную силу решением суда или признанный страховщиком факт причинения имущественного вреда гражданину или юридическому лицу действиями (бездействием) нотариуса, занимающегося частной практикой, в результате совершения нотариального действия, противоречащего законодательству РФ, либо неправомерного отказа в совершении нотариального действия, подтвержденного постановлением нотариуса, а также разглашения сведений о совершенном нотариальном действии (ст. 18 Основ законодательства о нотариате, утвержденных Верховным Советом РФ 11.02.93 № 4462-I).
Согласно сложившейся на сегодняшний день судебной практике, нотариус, удостоверивший сделку, которая впоследствии была признана недействительной, обязан возместить причиненный своими неправомерными действиями ущерб. Необоснованный отказ нотариуса в совершении нотариального действия также влечет возмещение ущерба 4.
Татьяна САВУКОВА,
юрист юридической компании GOLTSBLAT BLP, эксперт журнала «Корпоративные споры»
(Специально для Право.Ru)
Подробнее читайте в журнале «Корпоративные споры» № 3, 2009