ПРАВО.ru
Актуальные темы
17 декабря 2008, 19:09

Президент столкнулся с Госдумой из-за коррупции

Коррупция: Госдума vs Президент
Кирилл Кабанов Фото Право.Ru

Госдума сегодня приняла во втором чтении базовый законопроект "О противодействии коррупции". 

Напомним, Дмитрий Медведев внес на рассмотрение Госдумы антикоррупционный пакет, который, помимо данного законопроекта, включает в себя также поправки в закон о правительстве, обязывающие членов правительства сообщать сведения о доходах жены (мужа) и детей до 18 лет, и целый блок сквозных поправок в большой объем действующих законов.

Всего же депутаты предложили более двухсот поправок к этому пакету, что может привести к экстраординарному политическому конфликту: впервые в постельцинский период Госдума пошла против желаний президента.
Накануне рассмотрения пакета во втором чтении Медведев провел в Кремле совещание с участием главы администрации президента Сергея Нарышкина, его первого заместителя Владислава Суркова и начальника Государственно-правового управления президента Ларисы Брычевой. В ходе беседы Медведев дал понять, что пакет в ходе рассмотрения Госдумой меняться не должен.

«Я хочу, чтобы все, о чем договаривались, и что содержится в моих предложениях, осталось неизменным за исключением тех позиций, о которых была договоренность с руководством Государственной Думы», — сказал президент.

Особо глава государства подчеркнул, что все нормы, которые предусматриваются антикоррупционным пакетом, «должны полностью вступить в силу с момента вступления закона в силу». Медведев отметил, что закон предусматривает начало мероприятий с начала следующего года, но отчет должен быть календарный за полный истекший год.

В Госдуме полагают, что до конца этого года антикоррупционный пакет успеет пройти рассмотрение в парламенте — как в Госдуме, так и в Совете Федерации.

Поправки

В ходе переговоров с руководством Госдумы Медведев уже пошел на определенные уступки. В частности, президент назвал правильным отказ от нормы об обязанности государственных и муниципальных служащих «доносить на коллег». По его словам, эта спорная норма не слишком понятна с морально-этической точки зрения и ее применение на практике может быть осложнено. Медведев считает, что сохраненной в законопроекте нормы об обязанности госслужащего уведомлять руководство о случаях, когда лично к нему обращаются лица «в целях склонения его к совершению коррупционных или иных правонарушений», на данном этапе вполне достаточно. Интересно, что некоторые члены профильного комитета сочли эту поправку неправильной, поскольку таким образом удаляется главный рычаг по борьбе с коррупцией в органах власти.

Кроме того, президент одобрил отмену сокращения количества категорий лиц, в отношении которых действует особый порядок привлечения к уголовной ответственности. При том, что летом первый зампредседателя комитета Госдумы по безопасности Михаил Гришанков обращал внимание журналистов, что на данный момент в России насчитывается более десяти категорий лиц, обладающих дополнительным иммунитетом. «Помимо депутатов разного уровня, это также прокуроры, следователи, адвокаты и другие лица». Также о необходимости провести такое сокращение недавно напомнила России организация по борьбе с коррупцией Совета Европы.

При этом Медведев дал добро на снижение максимально допустимой стоимости подарка для чиновника до трех тысяч рублей. Напомним, в варианте первого чтения чиновник мог получить подарок не дороже пяти тысяч рублей — все сверх этой суммы должно считаться взяткой. Также у госслужащего изымается все подаренное в ходе служебных командировок — данные презенты являются собственностью соответствующего органа власти. При этом чиновник может выкупить приглянувшийся ему подарок.

Пропала из законопроекта после депутатской правки и норма об усилении контроля за структурой собственности организаций, причастных к коррупционным правонарушениям. А норма, обязывающая муниципальных чиновников отдавать в доверительное управление принадлежащие им ценные бумаги, не вступит в силу, пока не будет определена организация, которая будет ими управлять. Не реализована также идея об ужесточении порядка декларирования доходов и имущества высокопоставленными чиновниками.

Один из авторов большинства поправок, первый заместитель комитета по госстроительству Александр Москалец, пояснил значительную корректировку антикоррупционных мер тем, что президент выдвинул идеи, которые ни общество, ни органы управления не готовы понять и претворить в жизнь.

Возможно, Медведев пошел на уступки по целому ряду поправок, в том числе и для того, чтобы укрепить свою позицию по наиболее принципиальному для него моменту: дате вступления в силу антикоррупционных законов. У депутатов появились идеи отложить начало работы законов на первое января 2010 года. Вот как раз против этого во вторник и выступил Медведев. «Наша задача в том, чтобы вообще в целом антикоррупционный пакет был в самое ближайшее время принят, опубликован и с начала следующего года начал действовать», — подчеркнул президент.

Версии

Назревающий конфликт между депутатами и президентом многие эксперты называют отражением «бунта регионов».

Более реалистично выглядит версия, связывающая затягивание ввода в действие антикоррупционных мер с экономическим кризисом. Так глава фонда «Эффективная политика» Глеб Павловский считает, что законопроект тормозят, чтобы использовать конъюнктуру. "В нашей банковской структуре огромное количество прорех, а государство тратит шальные деньги на ликвидацию последствий кризиса. Для кого-то это «золотой дождь».

К тому же депутаты вполне могут опасаться, что антикоррупционные меры дестабилизируют работу аппарата. «То есть коррупция — это все нормально, это порядок, приплатил — и вот тебе все будет сделано… А если последует наказание, то это вызовет дезорганизацию», — поясняет руководитель Центра изучения элит Института социологии РАН Ольга Крыштановская.

В конце концов, кризис может помешать борьбе с коррупцией хотя бы тем, что госаппарат будет на него отвлекаться. Примерно так объясняют решение отодвинуть закон и некоторые депутаты: «кризис может помешать проведению широкомасштабной антикоррупционной кампании».

Мнения и комментарии

Председатель Национального антикоррупционного комитета Кирилл Викторович Кабанов специально для «Право.ru» прокомментировал поправки в антикоррупционный пакет законопроектов.

«Существуют три объективные причины для принятия подобных поправок. Во-первых, лоббирование интересов коррупционной бюрократии. Во-вторых, возможность еще раз воспользоваться кризисными вливаниями средств в различные сектора экономики. В-третьих, коррумпированные чиновники просто вышли из-под контроля. Реакция Дмитрия Медведева на инициативу депутатов Государственной Думы является нормальной. Президент поставил под удар свою репутацию, свой статус и взял на себя полную ответственность за реализацию антикоррупционного плана. К сожалению, он не получил широкой общественной поддержки в этой борьбе. Ему было необходимо попытаться активизировать реакцию социума, через СМИ. Многие политологи хотят представить сегодняшнюю ситуацию как конфликт между Медведевым и Путиным, но это не так. Свои интересы отстаивают коррупционные структуры. Было бы неправильно говорить о том, что премьер-министр поддержал инициативу коррумпированных чиновников, поддержал идею антигосударственных преступлений. По многим причинам очень близкое окружение Владимира Владимировича Путина категорически против любых резких шагов в сторону противодействия бюрократии. На мой взгляд, если результаты голосования окажутся в пользу депутатов Госдумы, а президент не воспользуется рычагами воздействия, то возникнет социальная катастрофа. Коррумпированная бюрократия осознает, что получила неограниченную власть, продолжит традиционное хищение средств, а ответом на бездействие главы государства станет социальный взрыв, обусловленный высоким уровнем напряженности, если учесть, что в период кризиса общество стало более чувствительным к происходящему».

Один из авторов большинства поправок депутат Государственной Думы («Единая Россия»), председатель думского Комитета по конституционному законодательству и госстроительству Владимир Николаевич Плигин дал следующий комментарий:

«Хочу сказать, что любые решения, принимаемые в области уголовного и уголовно-процессуального законодательства, а также создание каких-то дополнительных институтов по сравнению с предложенными, могут не только усложнить исполнение закона, но и неоправданно коснуться прав и свобод значительного круга людей.

Все законопроекты вводятся в действие по истечении 10 дней после их принятия и опубликования. Соответственно обязательства по предоставлению сведений об имуществе за 2009 год возникают в первом квартале 2010 года. Одновременно сохраняется порядок предоставления сведений об имуществе для государственных служащих за 2008 год в 2009 году. Таким образом, в ближайшее время решаются вопросы и вступления закона в силу, и организации действенности мер».