Чтобы иностранцы могли усыновить российских детей, им нужна санкция суда. И в 2019 году суды областного звена вынесли решение по 203 делам о международном усыновлении. Это на 20% меньше, чем в 2018 году (тогда было 256 дел). А по сравнению с 2016 годом, когда суды рассмотрели 433 дела, в 2019 году их число уменьшилось уже на 53,1%, отмечает Верховный суд. «Таким образом, продолжает сохраняться устойчивая тенденция к ежегодному снижению количества дел о международном усыновлении», – подчеркивают в высшей инстанции. Это связано с тем, что в 2012 году был принят «Закон Димы Яковлева», ограничивающий усыновление за рубеж.
Чаще всего в 2019 году российских детей усыновляли граждане Италии – почти 65% случаев. Больше всего усыновляют и удочеряют детей из Кемеровской области. Это подтверждается тем, что именно Кемеровский областной суд вынес больше всего решений (37) по этой категории дел. Второе место делят Пермский краевой и Ленинградский областной суды, которые рассмотрели по 16 таких дел.
Задача: оставить ребенка в России
В обзоре ВС напоминает о норме Семейного кодекса (п. 4 ст. 124), согласно которой иностранные граждане и лица без гражданства могут усыновить российских детей только в том случае, если их невозможно передать на воспитание в семьи российских граждан. И суды при рассмотрении каждого заявления иностранных заявителей разбирались, предлагали ли усыновить ребенка российским семьям. Когда было необходимо, допрашивали родственников ребенка в качестве свидетелей.
В одном из дел сыграло роль мнение бабушки детей. В суде она заявила, что хотела бы, но не может взять внуков в семью и воспитывать их, но не возражает против усыновления детей иностранными гражданами. По ее мнению, это будет отвечать интересам детей, чьи родители ведут асоциальный образ жизни.
В другом деле тетя девятилетнего мальчика заявила о готовности и желании взять ребенка под свою опеку. Но в итоге она не стала утруждать себя подготовкой необходимых документов. Органы опеки сделали вывод, что она не заинтересована в мальчике. Учитывая эти обстоятельства, суд решил, что усыновление ребенка гражданами Италии (с учетом их возраста и состояния здоровья) – это единственный возможный вариант устройства ребенка в семью.
Во всех случаях суды подробно изучали информацию о том, сколько раз ребенка предлагали усыновить российским гражданам и почему они отказывались. Трудности с устройством в российские семьи чаще всего случаются у детей с инвалидностью. В одном деле из обзора брата и сестру предложили усыновить 76 семьям, но все отказались. В итоге их разрешили забрать в Италию. Во многом этому поспособствовал и тот факт, что потенциальные опекуны согласились забрать двоих детей.
Мнение ребенка должно учитываться
Соблюдая положения ст. 57 Семейного кодекса и Конвенции о правах ребенка, суды выясняют мнение детей, достигших возраста 10 лет, по вопросу их усыновления.
Например, при рассмотрении одного из дел о международном усыновлении девочка 2009 года рождения в присутствии социального педагога детского дома пояснила, что понимает, что заявители хотят ее удочерить. Девочка заявила, что ей нравятся эти люди и она согласна уехать с ними в Италию и изменить фамилию. Суд дал ей такую возможность.
В другом деле из обзора мальчик заявил, что ему нравится общаться с потенциальными усыновителями и играть с ними, что он их считает добрыми, веселыми и хотел бы называть их мамой и папой, жить в их семье, хотел бы, чтобы они им гордились. Ребенок пояснил, что на протяжении нескольких месяцев он изучает итальянский язык с преподавателем и уже может строить простые диалоги. Благодаря регулярному общению по Skype он много узнал об этих людях, знает, чем они занимаются, их увлечения, клички их домашних животных, и мечтает поехать с усыновителями в Италию. При таких обстоятельствах суд одобрил усыновление.
Если суды приходили к выводу о том, что дети младше 10 лет в силу своего развития могут сформулировать свои взгляды по вопросам их усыновления, то и их мнение тоже узнавали на судебном заседании.
Проверка усыновителей
Обобщение судебной практики показало, что суды во всех случаях проверяли, отвечают ли возраст усыновляемого и состояние его здоровья рекомендациям, которые даны усыновителям в социально-психологическом отчете или в свидетельстве о способности быть усыновителями. Во многих случаях заявителям пришлось дополнительно доказывать, что они могут взять конкретного ребенка. Помогали дополнительные заключения к социально-психологическому отчету.
Также суды изучают по таким делам заключение психолога о длительности и характере общения заявителей и усыновляемого ребенка. Потенциальные родители обычно проводят с ребенком несколько дней, прежде чем принять окончательное решение об усыновлении.
В одном из дел, включенных в обзор, заявители встречались с детьми пять раз, их общение длилось по целому дню: они играли вместе, раскрашивали картинки, учили иностранные слова, ходили с детьми в зоопарк, цирк. Во время второго визита усыновители и дети общались на протяжении пяти дней ежедневно в течение целого дня. В эти дни усыновители и дети ходили в кино, посещали развлекательный детский центр. После первого визита усыновителей их общение с детьми продолжалось по телефону, электронной почте и видеозвонкам. В суде заявители пояснили: чтобы принять решение об усыновлении, им достаточно проведенного времени, ведь они смогли понять характер каждого из детей, их особенности, привычки, интересы. Суд учел это и одобрил усыновление.
В случаях, когда заявители уже усыновляли детей из России, суды подробно исследовали, успешно ли усыновители справляются со своими родительскими обязанностями. Также всегда подробно изучается вопрос языкового барьера и вопрос о том, как родители и ребенок собираются его преодолевать.
Всего в 2019 году российские суды удовлетворили 202 из 203 рассмотренных заявлений о международном усыновлении. В одном случае суд отказался рассматривать заявление об усыновлении, потому что его подали граждане США (из-за «Закона Димы Яковлева»).