Льготы и двойное налогообложение
Конференцию открыл Владимир Голишевский, заместитель начальника управления стандартов и международного сотрудничества ФНС России. Он отвечал на вопросы, которые задавали ему участники конференции. В основном они касались пересмотра соглашений об избежании двойного налогообложения, который начался в марте 2020 года. Россия пересматривает соглашения с некоторыми странами (Кипр, Мальта, Люксембург, Нидерланды), а если они не соглашаются – оставляет за собой право на односторонний выход из них. Эксперт не увидел «ужаса» в произошедшем.
По тому, насколько широким периметром стран планируется охватить эти соглашения – наверное, это беспрецедентный шаг. А с точки зрения условий я не вижу никаких беспрецедентных условий в мировом масштабе.
Сергей Лавров, начальник управления налоговой экспертизы «Норникеля», поделился редким опытом заключения соглашения о ценообразовании. Такое соглашение, которое подписывается между ФНС и налогоплательщиком, о порядке определения цен и применения методов ценообразования в контролируемых сделках. Это сложный, длительный и трудозатратный процесс, объяснил Лавров. Зато оно помогает создать положительный образ налогоплательщика, избавиться от риска ТЦО, защититься от двойного налогообложения и снизить административную нагрузку. «Необходима готовность к компромиссу с ФНС. Если ее нет, нужно избирать иные способы подтверждения и защиты своей позиции», – уверен Лавров. Эксперт советует приходить в ФНС не с вопросом, а уже с проработанным предложением.
Начальник отдела налогового администрирования налогового департамента «Ростелекома» Александр Бражник рассказал о рисках и возможностях для налогового маневра в IT-отрасли: как перестроить бизнес так, чтобы воспользоваться новой льготой. А про региональные инвестиционные льготы рассказал Дмитрий Барский, советник и руководитель налоговой практики Crowe CRS. В течение последних десяти лет появлялось много сумбурных и разнообразных льгот: особые и специальные экономические зоны, специальные и региональные инвестконтракты. Раньше регионы могли снижать региональную часть налога на прибыль так, как они считали нужным, но с 2020 года это ограничили. Поэтому эксперт предсказал переход к модели региональных инвестиционных проектов – возможность снижения региональной части налога на прибыль по ним предусмотрена прямо в НК.
Роман Денисов, руководитель налоговой практики , обсудил с участниками конференции «углеродное регулирование» и порассуждал о перспективах введения экономических рычагов для ограничения выброса CO2. И хотя планы России не подразумевают перехода на безуглеродную энергетику как минимум до 2050 года, Денисов обсудил с участниками конференции, как ущерб природе компенсируется в других юрисдикциях. Соответствующие налоги взимаются уже во многих странах, а некоторые применяют дополнительно и систему торговли выбросами. Россия пока в числе отстающих, но медленно все же двигается в направлении с остальным миром, рассказал Денисов. Он высказал надежду, что Россия все же запрыгнет в «безуглеродный поезд», пусть даже и в последний его вагон.
Актуальная практика: предпроверочный анализ и 54.1 НК
Партнер Леонид Сомов рассказал про предпроверочный анализ. «Эта форма контроля становится наиболее популярной у налоговых органов», – сказал юрист. Это подтверждается статистикой: в 2018-2019 годах ФНС существенно снизила количество выездных налоговых проверок, а добровольная выплата налогов по результатам предпроверочного анализа, напротив, увеличилась. В рамках такого анализа налоговый орган может истребовать документы, проводить допросы и осмотры. Иногда требования по документам по своему объему оказываются не меньше, чем налоговики получают и в рамках выездной проверки. Поэтому юрист советует вести диалог с налоговым органом и договариваться. Можно попробовать не предоставлять документы, но за это предусмотрены штрафы. Сомов поделился и практикой по осмотрам и допросам.
Переговорные способности сторон на стадии предпроверочного анализа – максимальные. Нужно это учитывать, не игнорировать запросы налогового органа и помогать инспектору.
Результаты предпроверочного анализа не предусмотрены в Налоговом кодексе, как и сам предпроверочный анализ. Налоговые органы направляют налогоплательщикам информационные письма, заключения и другие документы, где излагают все потенциальные правонарушения, которые они выявили. На этот акт можно подать возражение и изложить свою позицию, как это делается и в рамках проверок. «Налоговый орган не обязан вас вызывать для обсуждения ваших квазивозражений, но мы, как правило, достигаем диалога», – рассказал юрист. Конечным результатом предпроверочного анализа, вероятно, станет компромисс, поэтому Сомов рекомендует не игнорировать его.
С этим согласна и Галина Акчурина, партнер . Если игнорировать налоговиков, можно наткнуться на главную «болевую точку» налогового права – статью 51.4 НК. Это самая «популярная» и самая «конфликтная» статья кодекса для налоговых доначислений, подчеркнула эксперт. 80% проверок, по которым решения налогового органа со ссылкой на эту норму вступили в силу, оспорить не удается. «Лучше до судов не доводить, за исключением особенных случаев», – говорит Акчурина.
В рамках этой статьи проверяется, в частности, и реальность хозяйственных операций, и сейчас к «нереальности» стало приравниваться даже отражение операции в другом периоде. Но это не все – налоговики «тестируют» операции на предмет соответствия основной хозяйственной цели сделки, фактического исполнителя по договору и проверяют, соответствует ли юридическое оформление сделки ее экономическому смыслу. Вероятность «провалить» один из тестов велика, поэтому эксперт советует сотрудничать с налоговыми органами.
Услуги: со стороны и внутри группы
Уже несколько лет заемный труд находится практически под полным запретом, но он все равно никуда не делся, рассказал Александр Ерасов, советник группы разрешения налоговых споров . Аутсорс помогает экономить на зарплатных налогах, к тому же одновременно с этим налогоплательщики могут использовать схемы ухода от уплаты НДС и налога на прибыль. Но заемный труд, который теперь часто прячут за договорами оказания услуг, несет в себе риски.
Заемный труд возможен. Но все, что происходит на самом деле, надо указывать в договоре. Если нет – надо менять договор.
Внимание налоговых органов может привлечь несоответствие цены договора фактическому объему оказанных услуг, наличие признаков прямых трудовых отношений между заказчиком и подрядчиком и ряд других критериев, рассказал Ерасов. Эксперт советует не принимать ключевых кадровых решений по персоналу за исполнителя, не выводить текущий персонал за штат с последующим привлечением по модели заемного труда, не оплачивать расходы исполнителя на спецодежду и средства труда персонала. «И самое главное – не рассчитывайте на то, что никто не узнает, как все было на самом деле», – сказал он.
Как убедительно обосновать расходы по внутригрупповым услугам, рассказала Елена Рязанцева, директор по налогообложению DHL. Сложности возникают из-за того, что измерить «ценность» таких услуг бывает сложно, как и подтвердить их документами. Кроме того, текущая практика проверок и судебных споров складывается в пользу налоговиков. В договорах следует указывать подробное описание услуг, а формат счетов на оплату услуг необходимо согласовывать с внутрикорпоративным поставщиком. В DHL составляют и «защитный файл» – документ в произвольной форме, который описывает состав, порядок оказания услуг, их ценность для получателя.
Управление налоговыми рисками
Алексей Кафтанников, руководитель департамента налоговой политики ЧТПЗ, обсудил с участниками конференции налоговые риски сделок M&A и реструктуризации бизнеса. Еще до сделки эксперт советует создать «комнату данных», где будут лежать все документы и все изменения документов по сделке. «Важно четко ставить задачи консультантам и документировать, документировать, документировать», – сказал Кафтанников. Перед консультантами не нужно ставить задачу сбить цену сделки. Их задача – понять, чем дышит бизнес и в чем риски его интеграции при слиянии. Это важно и при внутригрупповых поглощениях.
Руководитель налогового департамента Teva Антон Торопцев развил тему налоговых рисков. Перемещение денег в рамках одной группы бдительно отслеживается налоговиками. Основное внимание приковано к выплате дивидендов в зарубежные структуры, а также к внутригрупповому финансированию и лицензионным соглашениям. Поэтому важно внимательно следить и самим за финансовыми потоками внутри группы. А у каждой транзакции должна быть четкая и понятная цель. «Необходимо всегда знать о своей компании больше, чем инспектор», – уверен юрист.
Геннадий Тимоничев, партнер налоговой практики , раскрыл тему налоговых злоупотреблений. Налоговикам везде мерещатся потенциальные злоупотребления, заявил юрист. И надо понимать, что без системного подхода «спрятаться» невозможно – «страусиная позиция» не подойдет. Нужно выстраивать процесс взаимодействия технических налоговых специалистов с бизнесом, налаживать постоянный диалог.
Задавайте вопросы в компании, это нормально. Иначе их позже задаст налоговая служба.
Важные решения Верховного суда
Андрей Соломяный, партнер , обратил внимание на важные решения Верховного суда по налоговым спорам. Суды сейчас больше рассматривают вопросы методологии налоговых доначислений, поэтому до экономколлегии ВС редко доходят споры о налоговой выгоде. Но такие все же были.
Так, в деле «Красцветмет» (№ А40-23565/2018) ВС разъяснил: для заявления НДС к вычету необходимо установить факты реальности операции и неосведомленности налогоплательщика о неуплате НДС контрагентом. ВС потребовал при разрешении подобных споров устанавливать, знал ли налогоплательщик об уклонении поставщика от уплаты налогов и должен ли он был об этом знать.
Коротко: судебная практика не складывается в сторону налогоплательщика. Уже нет возможности ссылаться в судах на общепринятую практику в судебных спорах.
В споре ИП Воробьева и Межрайонной ИФНС России № 9 по Оренбургской области (№ А47-7120/2018) ВС указал, что ошибка лишь в периоде уплаты налога должна смягчать ответственность. А с Юрия Дьячкова запретили налоговикам взыскать ущерб в банкротном деле, потому что раньше этот ущерб уже был взыскан в рамках уголовного процесса (см. «Экономколлегия запретила двойную ответственность в деле о банкротстве»).