Чтобы проследить эволюцию корпоративной юридической функции и сравнить с данными за этот год, мы взяли статистику из прошлогоднего исследования юридического менеджмента. Общие тенденции остались прежними. Участники обоих исследований признают, что надо повышать эффективность юрдепов, внедрять технологии и развивать Legal Ops. Но есть и другие тренды.
Во-первых, заметен переход от теории к практике в области технологий. В 2024 году компании только готовились к цифровым преобразованиям, многие действовали без четкого плана и занимались автоматизацией ситуативно. К 2025 году ситуация начала меняться: реализованных IT-инициатив стало больше, а некоторые экспериментальные инновации, например на базе ИИ, перевели в рабочий режим. Тем не менее, разрыв между лидерами и отстающими в цифровизации по-прежнему велик, и значительная часть юротделов все еще не имеет полноценной стратегии и действует реактивно. Таким компаниям требуются дополнительные усилия и время, чтобы догнать лидеров рынка. О том, как крупные юрдепы сейчас внедряют правотех-решения, читайте в нашем материале.
Во-вторых, в этом году ярче проявляются новые методологии управления юрфункцией. Год назад компании в основном занимались идентификацией проблемных зон и потенциальных улучшений, а сейчас фокус сместился на конкретные способы внедрения. Появились примеры использования методов бизнес-оптимизации внутри юркоманд (реинжиниринг процессов, agile-подходы, Legal Design). Эти нововведения показывают, что юрдепы перенимают опыт смежных функций (IT, проектного управления) и становятся более открытыми к инновациям в управлении. То есть юристы в бизнесе начинают воспринимать себя не только как центр экспертных знаний, но и как бизнес-процесс, который можно измерять, настраивать и совершенствовать системно.
В-третьих, за год стало больше подразделений, где Legal Ops выделена в отдельную функцию: компании осознали пользу от профессионального управления операционной эффективностью юрдепа и начали закреплять ответственность за эти задачи. Команды юристов в 2025 году стали более междисциплинарными — в них привлекают специалисты с IT-навыками, аналитиков, проектных менеджеров. Если в 2024-м упор делался на обучении юристов новым навыкам, то сейчас некоторые организации пошли дальше, расширив штат или перераспределив роли для привлечения нужных компетенций. Структурно юридическая функция постепенно приближается к бизнес-подразделениям, становясь более гибкой и ориентированной на сервис.
В-четвертых, больше внимания уделяют анализу ценности юрслужбы. Если прошлый год обозначил зарождение KPI и метрик, то в нынешнем году вопрос измерения эффективности работы юристов стал одним из центральных. Компании начали внедрять конкретные показатели, чтобы сравнивать результаты год к году и презентовать их топ-менеджменту в понятном формате. Это важный шаг вперед: юридические департаменты начинают отчитываться не только о проделанной работе, но и о влиянии на бизнес.

Поучаствуйте в комплексном исследовании юридической функции компании, которое проводят Право.ru, HeadHunter, «ПравоТех» и «Юридический менеджмент», и поделитесь опытом.
Эксперты поговорят с руководителями юридических департаментов. Итоги опроса представим на Kazan Legal Week – 2025 в июне. Участники исследования получат полный доступ к результатам.
Если вы возглавляете юридический департамент и хотите поделиться с нами мнением, приглашаем заполнить форму. После регистрации менеджер Право.ru свяжется с вами, чтобы обсудить участие в исследовании.