В августе 2016 года Алексей Щеглов, Станислав Бикмухаметов и Евгения Кухарчик зарегистрировали ООО «Спортивный клуб «ГолдФинч Тим», где предлагались лыжные тренировки и подготовка к участию в соревнованиях. Генеральным директором выбрали Щеглова — мастера спорта по лыжным гонкам, который отвечал в клубе за спортивную часть работы. Бикмухаметов и Кухарчик в свою очередь занялись вопросами бизнеса.
В 2018 году отношения между партнерами испортились. На этом фоне Щеглов обратился в Роспатент с просьбой зарегистрировать на его имя товарный знак GoldFinch Team в отношении услуг 41-го класса, к которым, в частности, относятся услуги по организации спортивного досуга. В январе 2019-го ведомство удовлетворило его заявление. Примерно в то же время Щеглов зарегистрировал домен goldfinchteam.com и перенес туда информацию о работе клуба и контактные данные. Упоминаний о партнерах на сайте не было.
Вскоре в Роспатент обратился уже Бикмухаметов. Он подал возражения, в которых просил ведомство не предоставлять правовую охрану товарному знаку. Он, среди прочего, настаивал, что Щеглов злоупотребляет правом. По словам Бикмухаметова, с помощью регистрации товарного знака его бизнес-партнер хотел перевести на себя всю деятельность общества, включая клиентскую базу.
Роспатент отказал Бикмухаметову, сославшись, в частности, на невозможность оценить добросовестность сторон в административном порядке. Тогда предприниматель обратился в суд (дело № СИП-932/2019).
СИП не определился
Суд по интеллектуальным правам признал Бикмухаметова заинтересованным лицом и поддержал его доводы о недобросовестности Щеглова. Первая инстанция обратила внимание на устав ООО «Спортивный клуб «ГолдФинч Тим». Согласно одному из пунктов общество обладает правами на фирменное наименование, в том числе и на английском языке. А знак, который зарегистрировал на себя Щеглов, признали сходным.
Президиум СИП отменил это решение. Кассация решила, что Бикмухаметов выбрал неправильный способ защиты своих прав. Он мог, например, подать иск от имени общества и потребовать возмещения убытков или вовсе исключения партнера из состава общества. Только в таких спорах может быть рассмотрен вопрос о злоупотреблениях участника фирмы, но не в споре о товарном знаке.
Бикмухаметов обратился в Верховный суд. В своей жалобе он указал, что выбрал со своими юристами «наиболее эффективный и единственно возможный» способ защиты как своих прав, так и прав самого общества. Предложенные президиумом СИП способы позволят Щеглову сохранить право на спорный товарный знак, но злоупотребления продолжатся, указал заявитель.
Мастер спорта против бизнесмена
В заседании экономколлегии, которое провел судья Владимир Попов, представители сторон рассказали две разных версии случившегося корпоративного конфликта.
Товма Арутюнян, юрист Бикмухаметова, заявил: Щеглов фактически забрал себе все нематериальные активы общества, которые позволяли ему получать доход. Помимо трюка с товарным знаком, он также поменял ссылки во всех социальных сетях общества, которые вместо изначального сайта в доменной зоне .ru стали вести на сайт с таким же именем, но в зоне .com. «Мой доверитель был не рад, он предложил Щеглову вести деятельность под другим наименованием. Но тот отказался, а потом легализовал свои злоупотребления, зарегистрировав товарный знак», — заявил Арутюнян.
С такого ракурса получается, что Щеглов «злой и некрасивый», отметила юрист ответчика Анжелика Решетникова. Но это, по ее словам, не так. «Он мастер спорта по лыжным гонкам, чемпион мира», — рассказала она.
Он и есть «ГолдФинч Тим» изначально. Это даже переводится как «щегол» — фамилия моего доверителя.
Решетникова отметила, что Бикмухаметов — бизнесмен, который знает, как вести дела. Он вложил в клуб свои знания и деньги. А Щеглов занимался только одним — тренировал детей и взрослых. «Тут не может быть никакого злоупотребления», — подчеркнула юрист.
Бикмухаметов сам поставил вопрос о закрытии общества, попросил вернуть ему деньги, рассказала представитель. Но абонементы на занятия у Щеглова были куплены на год вперед — ему пришлось бы целый год тренировать бесплатно. За все это время Бикмухаметов ни разу не воспользовался своим правом на созыв общего собрания, не ставил вопрос о смене гендиректора и вообще никаких вопросов не ставил, подчеркнула Решетникова.
— Поясните, пожалуйста. В 2016 году создали общество, а в 2018 Щеглов подал заявку на регистрацию товарного знака. В чем причина? — спросил председательствующий в процессе судья Попов.
— Причина отражена в протоколе общего собрания от 2018 года, который был приложен к материалам дела. Бикмухаметов не получил тот доход, который ожидал получить. И предложил ликвидировать общество, потому что оно было для него убыточным. Стороны не пришли к взаимному знаменателю, и начался длительный корпоративный конфликт. Почему Щеглов это делает? Потому что это его личная деятельность, — объяснила юрист.
Оппонент «немножко искажает фактические обстоятельства», заявил на это Арутюнян. По его словам, Щеглов сперва зарегистрировался в качестве ИП, зарегистрировал новый домен, и только после этого начался корпоративный конфликт. «Просто Щеглов в какой-то момент решил, что он и есть «ГолдФинч Тим», но это не так. В обществе были и другие тренеры, кроме того, общество — спортивный клуб. У обывателя это ассоциируется не с одним тренером, а с целой организацией», — подчеркнул представитель истца.
Правильные и неправильные иски
Поспорили стороны и о том, каким образом должен защищать свои права Бикмухаметов.
— А общество само не могло обратиться с таким заявлением? — спросил у Арутюняна судья Попов.
— Нет, не могло, потому что директор — Щеглов. Изначально никакого конфликта не предполагалось, и предусмотрели, что директора можно сменить только при наличии 66% доли в уставном капитале. Такой доли ни у кого нет, сменить директора невозможно, — рассказал представитель Бикмухаметова.
Что касается других способов защиты прав, то, по мнению истца, их нет. Единственный способ оспорить действия Щеглова и восстановить статус-кво — оспорить товарный знак. Взыскание убытков неэффективно, потому что Щеглов сохранит за собой спорный товарный знак, и придется судиться постоянно. «Мы полагаем, что должен быть один эффективный способ защиты права, который позволит раз и навсегда пресечь эти злоупотребления», — сказал Арутюнян.
По мнению Арутюняна, решение президиума СИП не только неправильное, оно создает угрозу «публичным законным интересам». По мнению юриста, такой позицией смогут пользоваться и другие недобросовестные партнеры, у которых появится возможность создавать параллельные бизнесы. Он рассказал, что в одном похожем споре Суд по интеллектуальным правам в первой инстанции уже сослался на позицию по делу «ГолдФинч Тим» и отказал добросовестному лицу в защите (вероятно, речь шла о деле № СИП-329/2021. — Прим. ред.).
А по словам Решетниковой, Щеглов уже не является генеральным директором: его полномочия истекли полгода назад. «Он не хочет быть директором и сам подал заявление об исправлении неточности в ЕГРЮЛ в ФНС», — рассказала юрист. Бикмухаметов «пытается насолить своему сопернику», подчеркнула представитель Щеглова, и поэтому постоянно обращается в ФНС, чтобы общество не ликвидировали.
«Президиум СИП очень четко указал, что способов защиты, указанных в законе об ООО, ГК и уставе общества, достаточно, чтобы восстановить нарушенные права участника общества», — высказалась Решетникова.
Заслушав позиции сторон, «тройка» судей ненадолго удалилась в совещательную комнату, а потом огласила свое решение. Постановление президиума СИП отменили, подтвердив тем самым право участника на обращение в суд в случае регистрации товарного знака другим участником. Таким образом, Щеглов лишился права на товарный знак GoldFinch Team.