ПРАВО.ru
Практика
19 апреля 2022, 10:12

Семь дел, где бизнес защитил деловую репутацию

Семь дел, где бизнес защитил деловую репутацию
В обзоре ветеринар сказал, что препарат не работает, владелец сайта опубликовал плохие отзывы о работодателе, а журналист в эфире назвал результаты работы общества «туфтой». Во всех случаях фирмам удалось доказать, что сведения порочат их деловую репутацию, и добиться опровержения. Компании нечасто обращаются в суд с подобными исками и редко выигрывают. О спорах, закончившихся победой бизнеса, узнаете из подборки Право.ru.



1
Видеообзор на лекарство

Известный ветеринарный врач из Санкт-Петербурга Владимир Сотников сделал негативный видеообзор на препарат для животных «Гамавит», который разработало и производит ЗАО «Микро-Плюс». Ролик Сотников разместил на своих личных страничках в соцсетях, а еще на ютуб-канале «Ветеринарной клиники Сотникова». Это учреждение, названное в честь специалиста, где он работает ветврачом. 

Защитить деловую репутацию: инструкция

ЗАО «Микро-Плюс» посчитало информацию в обзоре ложной и обратилось в суд с иском о защите деловой репутации (дело № А56-58327/2021). Общество требовало обязать автора обзора удалить все ролики, а еще опубликовать опровержение на его личных страничках и канале ветклиники. 

АС Санкт-Петербурга и Ленинградской области изучил содержание обзоров. В видео говорилось, что «Гамавит» не является препаратом и якобы не рекомендован для лечения болезней. Суд указал, что все же препарат зарегистрирован, информация о нем есть в госреестре лекарств для ветеринаров, а еще его рекомендуют принимать многие ветеринарные справочники. Поэтому первая инстанция согласилась, что недостоверная информация из видео порочит деловую репутацию компании, которая разработала и производит лекарство. В итоге суд обязал удалить все ролики, а вместо них разместить опровержение. С ответчиков взыскали 18 000 руб., которые истец потратил на госпошлину. Решение сейчас обжалуют.

Истца в этом споре представляла юридическая фирмаLidings Lidings Федеральный рейтинг. группа Фармацевтика и здравоохранение (фармацевтика) группа Антимонопольное право группа Арбитражное судопроизводство (средние и малые коммерческие споры: mid market) группа Защита персональных данных группа Интеллектуальная собственность (защита прав и судебные споры) группа Интеллектуальная собственность (регистрация) группа Недвижимость, земля, строительство (mid market) группа Транспортное право группа Трудовое и миграционное право группа Энергетика группа Банкротство (споры mid market) группа Интеллектуальная собственность (консультирование) группа Корпоративное право/Слияния и поглощения (high market) группа Налоговое консультирование и споры (консультирование: mid market) группа Разрешение споров в судах общей юрисдикции группа Ритейл, FMCG, общественное питание группа ТМТ (телекоммуникации, медиа и технологии) 10место По выручке на юриста 17место По выручке 26место По количеству юристов — старший юрист компании Юлия Кузьменко. По ее словам, чтобы доказать нарушение деловой репутации, пришлось проделать большую работу. Факт публикации подтвердили протоколом осмотра нотариуса и записью экрана, к материалам дела приложили документы, подтверждающие статус препарата. Юристы сделали покадровый разбор каждого видео и выделили моменты, где есть недостоверные данные. А еще приложили к иску обращения от обеспокоенных ветврачей, которые после публикаций Сотникова стали поступать обществу. 

Эксперт считает интересным то, что в самих видео ответчик не произносил название фирмы. Несмотря на это, суд решил, что публикации задевают репутацию ЗАО «Микро-Плюс». 

Распространение ложных сведений о товарном знаке умаляет деловую репутацию его производителя, влечет потерю покупательского интереса к его товарам и возникновение у него убытков.

 Юлия Кузьменко

2
Электронное письмо навредило репутации

ООО «Рыжий кот» занимается производством и продажей детских игрушек по всей России. Компания часто судится с ИП и магазинами, которые продают контрафактную продукцию с логотипами «Рыжего кота». Только за последние два года количество таких исков превысило сотню. В деле № А40-79838/2020 ответчиком выступил столичный предприниматель Павел Утехин. Этот спор «Рыжий кот» не довел до конца, отозвав свой иск. 

Но, пока спор еще рассматривался в первой инстанции, на электронную почту Утехина поступило письмо от патентного поверенного Андрея Кудакова. «Мы уже несколько лет успешно боремся с ними, как с нарушителями авторских прав наших клиентов, и по опыту знаем, что ООО «Рыжий кот» занимается фальсификацией доказательств, в том числе представляя сфабрикованные доказательства принадлежности им авторских прав», — указал в письме Кудаков. «Рыжий кот» узнал об этом письме и предъявил отправителю иск о защите деловой репутации (дело № А41-54681/2020). Компания попросила признать распространенные патентным поверенным сведения не соответствующими действительности. Сам Кудаков, по мнению истца, должен был опубликовать опровержение на двух своих сайтах.

Верховный суд решал, может ли электронное письмо навредить репутации

К заседанию в АС Московской области «Рыжий кот» подготовил заключение специалиста, который провел лингвистическое исследование слов Кудакова и нашел в них порочащие сведения. Но суд решил, что это недопустимое доказательство. 

Первая инстанция указала, что истец не доказал наличие сформированной деловой репутации и отказала в иске. Апелляция и кассация подтвердили это решение, поэтому «Рыжий кот» обратился с жалобой в Верховный суд. СКЭС подчеркнула, что в письме общество обвиняют в фальсификации доказательств. Такую информацию Кудаков сообщил процессуальному оппоненту. ВС решил, что такое письмо способно создать негативный образ фирмы, то есть порочить его репутацию. А еще истец не должен доказывать сформированность деловой репутации. Подобное требование предъявляется к компаниям, которые хотят взыскать репутационный вред. Коллегия отменила акты трех инстанций, а дело вернула в АС Московской области

Василий Зуев, руководитель практики интеллектуальной собственности ЮФ Интеллектуальный капитал Интеллектуальный капитал Федеральный рейтинг. группа Интеллектуальная собственность (защита прав и судебные споры) группа Интеллектуальная собственность (регистрация) группа Уголовное право группа Арбитражное судопроизводство (средние и малые коммерческие споры: mid market) группа Банкротство (споры mid market) , считает самым интересным вывод ВС, что истцу не нужно доказывать наличие созданной репутации. То есть деловая репутация наряду с честью, достоинством и добрым именем является неотъемлемым элементом правового статуса юрлица. Поэтому ее не нужно доказывать, предъявляя требование о признании сведений порочащими и их опровержении. Зуев подчеркнул, что эти доказательства понадобятся при предъявлении требований о взыскании компенсации репутационного вреда.

3
Отзывы о работодателе

Dream Job — сайт, на котором содержатся отзывы о работодателях. На платформе появились анонимные мнения и об ООО «Спецраздел». В них называли компанию «ужасной», говорили о задержке зарплат и низкой квалификации сотрудников. Общество решило прекратить распространение порочащих сведений, чтобы потенциальные контрагенты не отказывались сотрудничать, а новые работники не опасались устраиваться в штат.

«Спецраздел» узнал, что администратор домена — Константин Никонов. Общество обратилось к нему с иском, требуя признать ложными отзывы на сайте jobowork.net. АСГМ изучил содержание комментариев и решил, что ряд из них действительно написаны в утвердительной форме. При их прочтении складывается определенное мнение. При этом нет подтверждения, что на сайте писали правду. Поэтому суд удовлетворил иск частично, признав не соответствующей действительности информацию на портале. Речь лишь о тех отзывах, где содержится не оценочное мнение, а утверждение. Апелляция оставила решение без изменения (дело № А40-31386/2021).

Фирмы крайне редко обращаются в суд из-за негативных отзывов в интернете, говорит Камила Сулейманова, адвокат КА «Адвокат Премиум» Эксперт объясняет это, в частности, тем, что многие ресурсы с недостоверной информацией сложно отследить. В случае «Спецраздела» домен был зарегистрирован в России, поэтому сведения об администраторе легко получили по адвокатскому запросу. «Если домен иностранный, такие сведения иногда достать трудно. Это нужно учитывать перед обращением в суд», — предупреждает Сулейманова.

4
«Черная» PR-кампания

В практике компания столкнулась с масштабной «черной» PR-кампанией против Михаила Кийко — бывшего заместителя директора ФСКН и топ-менеджера крупной корпорации, рассказал Никита Роженцов, советник департамента юридической практики Alliance Legal Consulting Group Alliance Legal Consulting Group Федеральный рейтинг. группа Уголовное право группа ГЧП/Инфраструктурные проекты Профайл компании По его словам, через маскирующееся под новостное СМИ и ряд подставных ресурсов ежедневно публиковались порочащие сведения. Юристы инициировали сразу несколько споров. В том числе дело № А60-29025/2018. Кийко подал иск к Алексею Бочарову, администратору доменного имени CompromatUral.ru. В апреле 2018-го на сайте появилась якобы обличающая статья о Кийко. 

Первая инстанция согласилась, что общий смысл публикации формирует негативное отношение у читателя и наносит ущерб деловой репутации истца. Суд указал, что информация представлена в категоричной форме утверждений. В итоге это дискредитирует общественную оценку Кийко, которую он приобрел за долгие годы работы. Суд решил, что Бочаров распространил порочащие деловую репутацию Кийко сведения и обязал его удалить статью. 

5
Токсичный порошок

В феврале 2019 года сетевое издание «Росконтроль» опубликовало статью «Токсично, но не критично: экспертиза стиральных порошков». В ней утверждалось, что порошок «Я родился», производителем которого является «Нэфис Косметикс», не соответствует стандартам детских порошков по индексу токсичности. Издание не рекомендовало покупать этот товар. В то же время подобная статья появилась и на KazanFirst. 

Тогда АО «Нэфис Косметикс» подало иск о защите деловой репутации (дело № А65-31445/2019) к сетевым изданиям «Росконтроль» и KazanFirst, а также к их учредителям — АО «Агентство «РК Медиа» и ООО «Тренд-Практика». Общество требовало, чтобы ответчики удалили эти материалы с сайтов и опубликовали опровержения. Косметическая компания просила взыскать по 500 000 руб. за каждый день неисполнения судебного решения. 

Региональное управление Роспотребнадзора по запросу суда сообщило, что порошок «Я родился» прошел госрегистрацию и все необходимые для этого исследования. Поэтому суд пришел к мнению, что журналисты распространяли недостоверные сведения, и обязал ответчиков удалить материалы, а еще опубликовать опровержение. Суд назначил неустойку за неисполнения решения в размере 10 000 руб. за каждый пропущенный день. Поддержала такую позицию и апелляция.

6
Оценка ведущего программы

15 февраля 2021-го на телеканале «Дождь»* вышла передача «Здесь и сейчас». В одном из сюжетов рассказывалось о встрече председателя совета директоров компании «Роснефть» Игоря Сечина с президентом Владимиром Путиным. Программу вел Михаил Крутихин.

Защита деловой репутации компаний: кейс «Ниармедик Фарма»

ПАО «НК «Роснефть» решила, что высказывания журналистов порочат их деловую репутацию и обратилась с иском к ООО «Телеканал Дождь» и самому журналисту. Истец требовал признать не соответствующими действительности сведения, которые содержались в программе, и сделать опровержение. 

Первая инстанция учла значения некоторых слов, которые использовали журналисты. Так, они говорили, что топ-менеджер «вешает лапшу на уши», то есть нагло врет, согласно значению выражения во фразеологическом словаре Александра Федорова. В программе сказали, что сведения о результатах деятельности компании являются «туфтой», то есть грубая подделка, обман (согласно толковому словарю Ожегова). Лингвист в заключении подтвердил, что высказывания ведущего — не оценочное суждение, а утверждение. Поэтому суд согласился, что информация порочит деловую репутацию компании и обязал телеканал опубликовать опровержение. С этим согласилась и апелляция (дело № А40-37943/2021).

Алина Кудрявцева, советник Denuo Denuo Федеральный рейтинг. группа Антимонопольное право группа ГЧП/Инфраструктурные проекты группа Защита персональных данных группа Земельное право группа Интеллектуальная собственность (защита прав и судебные споры) группа Интеллектуальная собственность (консультирование) группа Корпоративное право/Слияния и поглощения (high market) группа Международный арбитраж группа Морское право группа Недвижимость, земля, строительство (high market) группа Природные ресурсы группа Ритейл, FMCG, общественное питание группа Рынки капиталов группа Санкционное право группа Транспортное право группа Фармацевтика и здравоохранение (фармацевтика) группа АПК и сельское хозяйство группа Арбитражное судопроизводство (крупные коммерческие споры: high market) группа ВЭД/Таможенное право и валютное регулирование (валютное регулирование) группа ВЭД/Таможенное право и валютное регулирование (таможенное право) группа Интеллектуальная собственность (регистрация) группа Комплаенс группа Налоговое консультирование и споры (консультирование: high market) группа ТМТ (телекоммуникации, медиа и технологии) группа Трудовое и миграционное право группа Фармацевтика и здравоохранение (медицина и здравоохранение) группа Финансовое/Банковское право группа Цифровая экономика группа Частный капитал группа Энергетика 2место По выручке 4место По выручке на юриста 8место По количеству юристов Профайл компании , заметила, что в другом споре к этому же каналу истцу отказали. Иск подала певица Земфира Рамазанова, ответчиками стали писатель Евгений Гришковец и телеканал «Дождь»*. При обсуждении альбома певицы литератор назвал артистку «наркоманкой», а ее песни «наркоманскими». Останкинский районный суд города Москвы, который рассматривал это дело, отказал в иcке. Он признал все высказывания оценочными суждениями. Суд связал с тем, что они были сказаны во «внезапно возникшей дискуссии» по поводу творчества певицы и относятся не к ней, «а к созданному в ее произведениях образу». Еще один аргумент, который позволил ответчикам выиграть дело, — наличие у других участников дискуссии противоположной точки зрения относительно творчества Земфиры (дело № 2-4456/2021). 

7
Поддельные игрушки

Весной 2019 года телекомпания «РЕН ТВ» выпустила в эфир, а позже разместила на своем сайте и ютуб-канале новость о химической токсичности китайских аналогов оригинальной куклы «L.O.L. Surprise!». При этом в видеоролике показывали оригинальные игрушки, расположенные на витринах магазина toy.ru. Разницы между куклой и китайской подделкой не проводили. В ООО «Той.ру», которая реализует товар, решили, что зрители ассоциировали поддельные токсичные куклы с их игрушками, то есть действия телекомпании нанесли вред деловой репутации общества.

Дело вели адвокаты АБ K&P.Group K&P.Group Федеральный рейтинг. группа Арбитражное судопроизводство (средние и малые коммерческие споры: mid market) группа Банкротство (споры mid market) группа Налоговое консультирование и споры (консультирование: mid market) группа Недвижимость, земля, строительство (mid market) группа Разрешение споров в судах общей юрисдикции группа Семейное и наследственное право группа Интеллектуальная собственность (консультирование) группа Интеллектуальная собственность (регистрация) группа Налоговое консультирование и споры (споры) группа Ритейл, FMCG, общественное питание группа Уголовное право . Спор завершился заключением мирового соглашения (дело № А40-178351/2019), рассказал управляющий партнер бюро Игорь Озерский. Телеканал прекратил распространять сведения, порочащие деловую репутацию сети магазинов, и предоставил официальное разъяснение о ситуации. 

* Признан в России иностранным агентом.