Рассмотрение законопроекта об уголовной ответственности за исполнение западных санкций отложили на неопределенный срок. Его внесли на рассмотрение Государственной думы 6 июня, раз за разом включали в повестку, но очередь до новеллы не доходила. 20 июня Совет Госдумы решил перенести его рассмотрение на неопределенный срок. Ранее опрошенные Право.ru юристы критически оценили новеллу.
Новелла предполагает ответственность для бизнеса, который отказывается работать с подпавшими под санкции контрагентами. Поправки в статью о злоупотреблении должностными полномочиями (ст. 201 УК) вводят соответствующий новый состав. Наказание за него составит до 1 млн руб. штрафа (либо штраф, эквивалентный доходам осужденного за пять лет), или принудительные работы на срок до пяти лет, или лишение свободы на срок до 10 лет. Оно также будет сопряжено с запретом занимать госдолжности на три года.
Угроза рынку и время для либерализации
В 2018 году, когда аналогичный законопроект уже вносили в Госдуму, спикер Госдумы Вячеслав Володин заявлял, что уголовного преследования за выполнение иностранных санкций быть не должно. Такую инициативу тогда критиковали и Российский союз промышленников и предпринимателей (РСПП), и глава ВТБ. В итоге четыре года спустя эту новеллу приняли без упоминания об ответственности за исполнение санкций.
Новая инициатива также встретила много протестов и жалоб. Национальный совет финансового рынка указывал, что такие меры приведут к тому, что российским финансовым организациям придется полностью отказаться от межбанковских расчетов по корреспондентским счетам, открытым на территории Евросоюза и США. Это усложнит конвертацию валюты и может спровоцировать дальнейший коллапс финансовой системы РФ.
По данным источника «Коммерсанта» в Госдуме, российский парламент не планирует рассматривать эту новеллу как минимум до начала осенней сессии. Отчасти это решение связано с выступлением президента Владимира Путина на ПМЭФ на прошлой неделе. Тогда президент призвал к либерализации контроля над бизнесом и уменьшению количества «экономических» статей в Уголовном кодексе.
Правительство ранее также дало скорее негативный отзыв, в котором указало на избыточность наказания и необходимость дополнительно обосновать введение новой квалификации.
Дополнительная неопределенность
«Скорость, с которой составлялся данный законопроект, говорит о том, что он требует существенной доработки», — констатировал Александр Забейда, управляющий партнер АБ
Например, цель преступления в основном и квалифицированном составах дублируется. Это значит, что правоохранителям придется доказывать, что злоупотребление полномочиями совершили и с целью нанесения вреда другим лицам, и с «целью исполнения решения иностранного государства», указывает Забейда. В отсутствие хоть одной из двух целей квалифицировать преступление по проектируемой ч. 2 с. 201 УК будет нельзя. Этот недостаток отметил и кабмин в своем отзыве.
Еще одна проблема юридической техники — слова «то же деяние, совершенное...» во второй части статьи. Юристы в толковании этого выражения разделились на два лагеря:
- согласно одной позиции, за основу будет браться вся диспозиция первой части, включая причинение вреда правам и законным интересам гражданам или организациям;
- согласно второй — за основу деяния будет браться только половина этой диспозиции, описывающая само деяние без учета «существенного вреда».
В обеих версиях есть своя логика, полагает Забейда, поэтому формулировки необходимо пересмотреть по образцу более проработанных норм УК.
Основной состав ст. 201 и сейчас сложен, а поправки вводят еще одно дополнительное условие, никак не связанное, если посмотреть объективно, с основным составом преступления, полагает адвокат Дмитрий Кравченко, руководитель конституционной практики Едва ли ответственности за исполнение санкций вообще место в статье о злоупотреблении полномочиями.
На практике принятие новеллы может означать, что исполнение иностранных санкций будет автоматически признаваться действиями во вред организации, хотя это, конечно, не соответствует действительности, полагает Кравченко.
Новелла отпугнет иностранный капитал
Законопроект может подставить под удар руководителей-экспатов или компании с иностранным капиталом, которые и так сейчас лавируют между многочисленными рисками и ограничениями международного и национального законодательства, указывает Дмитрий Демиденко, управляющий партнер Для многих из них угроза уголовного преследования по достаточно размытым основаниям может стать поводом окончательно прекратить работу в России.
Очевидно, что ответственность в виде лишения свободы до десяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью является для такого преступления крайне избыточной, считает Забейда. Ведь повышенной общественной опасности исполнение санкций не несет. На явно несоразмерное наказание указывает и Кравченко.
Сама новелла носит скорее политический, чем правовой характер, полагает Демиденко. Польза ее принятия совсем неочевидна.