После объявления в России мобилизации к юристам все чаще обращаются потенциальные призывники и люди, которых уже призвали на фронт. Многие эксперты также выпускают памятки о порядке мобилизации и основаниях для отсрочки. Военный комиссар Москвы Виктор Щепилов обратился в столичную Адвокатскую палату и к лидерам адвокатского сообщества, чтобы они разъяснили недопустимость «содействия уклонению граждан от призыва на военную службу», передает агентство новостей «Москва».
Уголовное и этическое нарушение?
«Косвенно или напрямую предлагается оформление фиктивных документов, содействие в уклонении от призыва на военную службу, консультирование по вопросам уклонения, посредничество в вопросах уклонения», — утверждает Щепилов. Юристов, которые оказывают такие услуги, можно привлечь к ответственности за подстрекательство и пособничество в уклонении от прохождения военной службы (ст. 33, ст. 328 УК), полагает военком.
При этом Щепилов усматривает в предложениях таких консультаций адвокатами признаки дискредитации российских вооруженных сил (ст. 280.3 УК).
Закон и нравственность в профессии адвоката выше воли доверителя и помогать в нарушении закона он не может, указывает военком со ссылкой на ст. 10 Кодекса профессиональной этики адвоката.
В Адвокатской палате Москвы Право.ru подтвердили, что получили обращение Щепилова 26 сентября. Письмо там рассмотрят, от дальнейших комментариев Палата пока отказалась. ФПА тоже не смогла оперативно ответить на запрос. Как сообщается на сайте палаты, она сама обратилась в кабмин и Минюст за разъяснениями по вопросу мобилизации.
Позиция адвокатов
«Трудно не согласиться с тем, что оформление фиктивных документов и консультирование по вопросам уклонения — запрещенные законом деяния», — признает адвокат Александр Передрук. Он также согласился, что такие действия противоречат нормам адвокатской этики.
Но нет никаких оснований бездоказательно обвинять адвокатов в нарушении закона и профессиональной этики только в связи с тем, что они оказывают юридическую помощь гражданам по вопросам призыва на военную службу и прохождения альтернативной гражданской службы, добавляет Передрук.
«Очевидно, что такие лица имеют конституционное право на получение юрпомощи наравне с другими лицами», — констатирует адвокат. Юристы могут и должны консультировать граждан по разным вопросам, в том числе касающимся процедуры призыва на военную службу, подчеркнул Передрук.
Все опрошенные юристы подчеркнули, что в последние дни получают очень много запросов на тему мобилизации от своих доверителей. В связи с этим оперативно подготовило разъяснения по вопросам мобилизации. Такие презентации они бесплатно направили своим доверителям, рассказал их руководитель Никита Филиппов.
Он подчеркивает, что само по себе разъяснение требований закона на тему возможного освобождения от мобилизации и призыва не нарушение. Ведь консультации и справки по правовым вопросам — суть деятельности адвоката. Другое дело — помощь именно в уклонении от службы.
Партнер юридической компании Александр Павловский рассказывает, что клиентов интересует в первую очередь сразу несколько вопросов:
- когда могут объявить мобилизацию;
- кто под нее подпадает;
- какие есть отсрочки от призыва.
Представители юридических лиц интересуются обязанностями организаций во время этого процесса и их ответственностью за нарушение законодательства о мобилизации и мобилизационной подготовке, а также особенностями трудовых взаимоотношений с мобилизованными сотрудниками, возможными публично-правовыми ограничениями в их деятельности. Встречаются и доверители, которые не совсем правильно понимают роль и значение адвоката в современном обществе, признает Павловский. Такие обращения юристы и адвокаты должны отклонять с разъяснением положений законодательства об ответственности за уклонение от призыва по мобилизации, подчеркнул Павловский.
Если адвокат помогает клиенту действовать по закону, ответственности быть не может.
Предмет консультации адвоката — охраняемая законом тайна, указывал ранее уголовный адвокат Калой Ахильгов. Кроме того, разъяснения адвоката в рамках консультации — это не призыв к действию или подстрекательство, полагает он, а потому их нельзя квалифицировать по статье о соучастии.