Уголовная ответственность за неуплату средств на содержание детей или нетрудоспособных родителей установлена ст. 157 УК. Именно правила применения этой статьи закрепил Пленум Верховного суда в своем новом постановлении.
Ранее ВС уже разъяснял правила взыскания алиментов и административную ответственность за их неуплату. К вопросу уголовной ответственности за такое нарушение Пленум обратился впервые.
В первом же пункте нового постановления Пленум подчеркивает: уголовная ответственность по ст. 157 УК наступает только в случае неоднократной умышленной неуплаты алиментов. Неоднократность означает, что в период неуплаты человека наказывали за это же в административном порядке по ч. 1 или 2 ст. 5.35.1 КоАП (административная преюдиция). Поэтому суды должны проверять статус этого дела об административном правонарушении и указывать признаки административной преюдиции в приговоре.
Наказание по КоАП должно быть за аналогичное нарушение. Если человек обязан перечислять алименты нескольким детям по нескольким решениям суда или нотариальным соглашениям, санкции «копятся» по каждому документу отдельно.
При оценке сроков неуплаты алиментов ВС предлагает ориентироваться на ст. 5.35.1 КоАП. То есть в течение двух и более месяцев подряд в рамках возбужденного исполнительного производства.
В постановлении приводится пример. Постановление по административному нарушению вступило в силу 15 января. В этом случае неуплата алиментов за январь, имевшая место с 1 февраля по 31 марта, уже с 1 апреля дает возможность привлечь человека к уголовной ответственности.
Пленум подчеркивает: плательщика алиментов нельзя привлечь к уголовной ответственности за неуплату за те периоды, срок уплаты за которые наступил до вступления в законную силу постановления по делу об административном правонарушении.
Если человек платил, но меньше, чем предусмотрено судебным актом или нотариальным соглашением, или платил нерегулярно, его можно привлечь к уголовной ответственности, решил Пленум.
Покупка продуктов, подарки и оплата расходов ребенка не освобождает плательщика алиментов от его обязанности переводить деньги. Но эти обстоятельства должны оцениваться судом при рассмотрении дела.
Уголовная ответственность по ст. 157 УК наступает только в тех случаях, когда плательщик имел реальную возможность выплачивать алименты, но умышленно не делал этого.
«Если же невыполнение им алиментных обязательств было связано с наличием причин, которые признаны судом уважительными, то данные деяния не образуют состава преступления», — разъяснил Пленум ВС.
Недоплата алиментов может не привести к уголовной ответственности, если судья сочтет нарушение малозначительным по ст. 14 УК. При разрешении вопроса о малозначительности нарушения суд должен принимать во внимание, в частности, размер неуплаченных сумм, длительность периода, за который уплата алиментов осуществлена не полностью, а также мотивы, которыми руководствовался обвиняемый.
Если человек возместил ущерб или загладил вред, это само по себе не способно избавить его от уголовной ответственности, уточняет Пленум. Но суд может учесть это при назначении наказания или освобождении от него по нереабилитирующим основаниям.
Под полным погашением задолженности, которое в соответствии с п. 3 примечаний к ст. 157 УК дает возможность освободить человека от ответственности, Пленум призывает понимать оплату всей суммы долга по исполпроизводству о взыскании алиментов, имеющегося на момент прекращении уголовного дела. Документ, содержащий сведения о размере задолженности, должен быть приобщен к материалам уголовного дела.
Оплатить долг обвиняемого по алиментам может не только он сам, но и кто угодно еще по его просьбе. «Обещания, а также различного рода обязательства лица, совершившего преступление, погасить задолженность в будущем не являются обстоятельствами, дающими основание для освобождения этого лица от уголовной ответственности», — подчеркивает Пленум.
При назначении наказания по ст. 157 УК суд должен выбирать вид и размер наказания, который не только будет соразмерным содеянному, но и не будет препятствовать выполнению осужденным обязанности по уплате средств на содержание детей и нетрудоспособных родителей в будущем.