Президент ужесточает требования к руководству прокуратуры на местах: опыта должно быть у них больше, и не в должности следователя. Но думская оппозиция недовольна: на кандидата в Генпрокуроры требования о наличии опыта работы в надзорном ведомстве не распространяется, а значит, структуру может возглавить "молодой политик". Но большинство у "Единой России", и сегодня Госдума одобрила в первом чтении поправки в закон о прокуратуре.
В июле 2014 года президент Владимир Путин решил поставить точку в давнем споре между прокуратурой и Следственным комитетом, который отрицал право прокуроров осуществлять общий надзор за его деятельностью. Сейчас в законе "О прокуратуре РФ" об этом праве ничего не говорится, а лишь указано, что они могут надзирать за законностью в федеральных министерствах, государственных комитетах, службах и иных федеральных органах исполнительной власти. Теперь же изменения от Путина четко закрепляют в законе о прокуратуре ее полномочия по надзору за исполнением законов Следственным комитетом РФ.
Об этой новелле полномочный представитель президента в Госдуме Гарри Минх, представлявший сегодня законопроект депутатам, не говорил, но зато о ней помнили депутаты, которые удивлялись упорству, с которым СКР отрицал право надзорного ведомства проверять их. Коммунист Юрий Синельщиков, бывший зампрокурора Москвы, вспомнил в этой связи, как руководство комитета не пускало Генпрокуратуру в свое здание для общенадзорных проверок, "хотя и в Минобороны прокуроры приходили, и в ФСКН, и в МВД". Но закон тем не менее менять не нужно было бы. "Известно любому студенту, что прокуратура осуществляет надзор в отношении всех органов, кроме администрации президента, правительства и Федерального собрания, – иронизировал коммунист Юрий Синельщиков, бывший зампрокурора Москвы. – А если следовать логике законопроекта, то нам могут потом предложить включить в перечень этих органов еще и Министерство обороны, ФСБ, внешнюю разведку, Минздрав…"
– Ваше предложение уже реализовано. Термин "федеральные органы исполнительной власти" включает в себя Министерство обороны и остальные, которые вы назвали. Так что не волнуйтесь, СКР попадает в хорошую компанию. – Минх сделал вид, что не понял вопроса-иронии от коммуниста.
Зато полпред президента в Госдуме подробно рассказывал, что законопроект приводит текст закона в соответствие с Конституцией, которая была изменена "совсем недавно". А именно о том, что в нем закрепляется новый порядок назначения и освобождения прокуроров от должностей. В соответствии с обновленной Конституцией заместители генпрокурора будут назначаться Советом Федерации по представлению президента, основанному на представлении их начальника, тогда как сейчас для верхней палаты парламента достаточно лишь его заявления. Также в законе о прокуратуре появится норма о том, что прокурор субъекта назначается на должность президентом по представлению генпрокурора, согласованному с регионом. До сих пор кандидатов на эти посты утверждал сам генпрокурор "по согласованию с органами госвласти субъектов".
Есть в президентском законопроекте и еще деготь для генпрокурора – его лишают возможности убирать неугодных подчиненных – руководителей прокуратур, так как формально теперь он их не назначает на пост. Генпрокурор лишь сможет пожаловаться президенту на них, а тот уже будет решать, соглашаться или нет с представлением об увольнении.
Но и об этой норме Минх и Ирина Яровая, единоросска, глава думского комитета по безопасности и противодействию коррупции, умолчали. Зато охотно говорили об ужесточении требований к претендентам на руководящие должности в надзорном ведомстве. "Профессиональный уровень, уровень подготовки специалистов предполагается значительно выше", – говорила Яровая. Прокурорами городов, районов смогут стать лишь достигшие 27 лет и имеющие пятилетний опыт в прокуратуре "на должностях, по которым предусмотрено присвоение классных чинов". Работа следователем, как сейчас, не засчитывается. Пока условия мягче: возраст как минимум 25 лет и трехлетний опыт работы прокурором или следователем.
Для того чтобы занять кресло прокурора субъекта, нужно будет наработать семилетний опыт в надзорном ведомстве, а возрастной ценз остается прежним – 30 лет. По словам Минха, появятся и ограничения для заместителей генпрокурора – ими смогут стать достигшие 35 лет и имеющие 10-летний стаж в прокуратуре. Однако к кандидату на пост генпрокурора требования мягче: возраст 35 лет, а вот опыт в надзорном ведомстве совсем не обязателен. Это вызвало недоумение у коммуниста Синельщикова, предполагавшего, что на этот пост сможет попасть "молодой политик".
Возрастной ценз для прокуроров очень заинтересовал парламентариев, но их мнения были диаметрально противоположны. Коммунист Александр Куликов был недоволен тем, что молодой человек уже в 27 лет может стать прокурором города или района, а в тридцать уже дослужиться до главы областной прокуратуры. "В условиях нынешних ценностей, духовных, культурных, социальных, которые пропагандируются, человек как минимум зреет до 35 лет. Зачем мы заранее создаем себе проблемы для тех прокуроров, которые не смогут выполнять своих обязанностей в силу своей молодости", – удивлялся Куликов. Его поддерживал Синельщиков, считавший, что "на должность прокурора субъекта 30 лет – это маловато".
Минх парировал, что законопроект как раз и ужесточает требования к прокурорским начальникам, а вот в предложенном цензе в 35 лет усомнился, проведя аналогию с таким же возрастным ограничением к кандидату в президенты России. "Это все-таки несколько разный объем полномочий, ответственности и всего прочего", – заметил Минх.
Депутат от ЛДПР Сергей Иванов, напротив, был недоволен ужесточением требований к прокурорским руководителям и напоминал, что судьей в России может стать человек, достигший 25 лет. "Почему мы прокурора делаем таким стареньким?" – спрашивал он. Однако полпред президента был непреклонен: была проанализирована и возрастная, и с точки зрения стажа структура прокурорских работников. "Мы попытались найти золотую середину между молодостью и энтузиазмом и определенным жизненным опытом", – заверил Минх.
Эсеры и единороссы остались довольны законопроектом, следовало из выступления их представителей, а коммунисты отказались его поддерживать. Синельщиков объяснил это тем, что документ направлен на реализацию изменений в Конституцию, а с ними фракция-то никак не может согласиться. По его словам, наделение президента правом назначать и освобождать от должности прокуроров субъектов усиливает влияние исполнительной власти и аппарата президента, губернаторов на прокуратуру. "Мы обсуждаем вопрос о расширении полномочий президента в отношении прокуратуры в то время, когда структура и люди этой организации никогда не помышляли о том, как бы ослушаться президента. Там все выстроены по ранжиру и все четко понимают, что им надо делать", – посетовал Синельщиков.
За принятие документа в первом чтении проголосовали 357 депутатов, против был один, и один воздержался от голосования.
С текстом законопроекта № 573510-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "О прокуратуре Российской Федерации" (в части приведения Федерального закона в соответствие со статьями 83 и 129 Конституции Российской Федерации)" можно ознакомиться здесь.