ПРАВО.ru
Интерправо
29 января 2010, 14:13

Желая поглотить Volkswagen, Porsche сам стал жертвой

Желая поглотить Volkswagen, Porsche сам стал жертвой
Попытка поглотить Volkswagen привела не только к финансовым потерям и судебным разбирательствам

Неудачная попытка немецкого автоконцерна Porsche поглотить Volkswagen (VW) чуть не привела к банкротству самого Porsche. Эта история оборачивается для компании новыми неприятностями.

Американские инвесторы обвинили бывших топ-менеджеров Porsche в обмане и незаконных манипуляциях на рынке ценных бумаг. Ущерб инвесторы оценили в 1 миллиард долларов. Однако сумма исковых требований может возрасти до рекордных 10 миллиардов. К истцам — Elliott Associates LP, Glenhill Capital LP, Glenview Capital Partners LP — планируют присоединиться другие инвесторы, в том числе европейские, пострадавшие от действий Porsche.

Всего, как заявляют источники, знакомые с планами истцов, обратиться в суд с заявлениями на Porsche могут до 50 компаний, среди которых хедж-фонды, банки и крупные финансовые компании.

Однако, по мнению специалистов, американцам вряд ли удастся привлечь на свою сторону других и получить столь крупную компенсацию. Немецкий автопроизводитель не зарегистрирован на биржах США, и с позиции немецкого права Porsche действовал в рамках закона.

Скрытый интерес

Претензии инвесторов заключаются в том, что Porsche сознательно ввел участников фондового рынка в заблуждение, на протяжении 2008 года неоднократно опровергая слухи о возможном поглощении VW. Компания утверждала, что ее интерес ограничивается альянсом с компанией.

На самом деле, как утверждают истцы, Porsche тайно увеличивал свой пакет акций VW, приобретая расчетные опционы, которые предполагают расчеты без физической передачи акций. Немецкое законодательство позволяет не раскрывать информацию о таких сделках. Обладая 31% акций и являясь крупнейшим акционером VW, Porsche в 2008 году увеличил свою долю в предприятии сначала до 50%, а потом и до 74%. 20% акций в то время принадлежали федеральной земле Нижняя Саксония.

В итоге, когда 26 октября 2008 года Porsche заявил об увеличении пакета акций и планах поглотить Volkswagen, это стало полным сюрпризом для участников торгов.

Неприятная неожиданность

Американские инвестиционные фонды, как и многие другие инвесторы, не верили в то, что в ближайшее время VW ждут какие-то изменения, и продавали заимствованные акции, рассчитывая затем выкупить их обратно по более низкой цене, то есть ставили на понижение.

Однако октябрьские заявления Porsche вызвали резкий рост цен на акции. Их стоимость увеличилась почти в пять раз. В результате Volkswagen на какое-то время стал самой дорогой компанией в мире.

Так, накануне заявления Porsche акции VW торговались по 210 евро, однако на следующий день их стоимость взлетела до 1 тысячи долларов за штуку.
Чтобы вернуть заимствованные акции, игрокам пришлось выкупить их, но уже по взвинченной цене. Соответственно, многие в такой ситуации оказались в минусе, неся убытки.

Трагически закончилась эта история для немецкого миллиардера, основателя фармацевтической компании Ratiopharm Адольфа Меркля, который также играл на понижение. Потеряв из-за неверной ставки миллионы евро, один из богатейших людей Германии совершил самоубийство, бросившись под поезд. По данным источников, знакомых с ситуацией, семья Меркля также собирается подавать на Porsche в суд.

Инвесторы утверждают, что занимая акции для игры на понижение, не знали, что на самом деле занимают их у Porsche, который к этому моменту уже имел контрольный пакет VW.

Крушение планов

Поглотить VW Porsche помешал финансовый кризис. Porsche просто не хватило денег на покупку Volkswagen. В результате амбициозные планы обернулись катастрофой. Автоконцерн оказался на грани банкротства в 2009 году, его долги превысили девять миллиардов долларов.

В конечном счете, Porsche был вынужден поменяться с VW местами. Ожидается, что слияние VW и Porsche будет завершено до конца 2011 года. Общая стоимость сделки оценивается в 11,3 миллиарда долларов.

При этом инвестировать в Porsche, оказавшийся на грани банкротства, решил не только Volkswagen, но и Катар. Осенью 2009 года стало известно, что Qatar Investment Authority, контролируемая государством, стала владельцем крупного пакета акций Porsche. В результате покупки доля Катара в капитале Porsche увеличилась до 5 процентов. Причем это первый случай, когда наследники основателя концерна — семья Порше и Ханс Мишель Пиех согласились отдать крупную долю в капитале инвестору, не имеющему отношения к их семье.

Расследование в ФРГ

Попытка поглотить Volkswagen привела не только к финансовым потерям и судебным разбирательствам. Топ-менеджеры Porsche Венделин Видекинг и Хольгер Хертер оказались в центре расследования немецких правоохранительных органов. Причем ведут его параллельно и Федеральное ведомство по надзору за финансовыми услугами (BaFin), и прокуратура Штутгарта и власти Франкфкрта. В отличие от США, в ФРГ по этому поводу заведено не гражданское, а уголовное дело.

Руководство Porsche в ходе борьбы за приобретение концерна Volkswagen, как предполагается, допустило утечку инсайдерской информации.

В 2008 году Федеральное ведомство Германии по финансовому надзору (BaFin) провело проверку операций, связанных с торговлей акциями компании Volkswagen. В BaFin проверяли, имело ли место манипулирование рынком, в том числе за счет использования инсайдерской информации. Финансовый регулятор не нашел признаков манипулирования.

В конце августа 2009 года прокуратура продолжила расследование этой ситуации. Тогда в главном здании автоконцерна Porsche в Штутгарте и в домах топ-менеджеров был проведен обыск.

Расследование по этому делу еще не закончено. 

Автор: Елена Голотенко