ПРАВО.ru
Новости
26 февраля 2015, 21:58

Судьбу закона о запрете эвакуации будут решать в администрации президента

Судьбу закона о запрете эвакуации будут решать в администрации президента
Фото Право.Ru

Правительство Москвы временно заблокировало прохождение в Госдуме законопроекта, благодаря которому может быть отменена эвакуация автомобилей, припаркованных под запрещающими остановку и стоянку знаками. Запланированное на сегодня рассмотрение поправок в КоАП в думском комитете по госстроительству было отложено до 16 марта. Точку в споре между столицей, где эвакуацию машин их владельцы называют бизнесом, и парламентариями должно будет поставить Государственно-правовое управление Администрации президента, признают в комитете.

Сегодня в повестке думского комитета по госстроительству значился законопроект его первого зампреда Вячеслава Лысакова, который призван урегулировать возможные конфликты между водителями и службами, эвакуирующими неправильно припаркованные автомобили. Принятый в декабре 2014 года в первом чтении документ предусматривал, что задержание автомобиля "прекращается непосредственно на месте задержания в случае, когда причина задержания может быть устранена до момента начала движения [эвакуатора]". Такая формулировка должна была, по мнению автора проекта, устранить причину споров между автовладельцами и эвакуаторщиками о том, когда машину можно вернуть на месте, а когда штрафстоянки не избежать.

Ко второму чтению, как и обещал Лысаков, законопроект серьезно трансформировался. Во-первых, депутат предложил сделать обязательным до момента отъезда эвакуатора присутствие рядом с ним инспектора ДПС или инспектора Московской административной дорожной инспекции, которые могут выписывать штрафы в столице. "Должностное лицо оформило протокол, ушел, а эвакуаторщик еще крепит [автомобиль], курит. Подходит владелец автомобиля, ему его обязаны вернуть, но эвакуаторщик этого сделать не может, потому что в протоколе уже оформлена эвакуация", – обрисовал депутат текущее положение дел. Во-вторых, по мнению Лысакова, нужно установить, что копия протокола о задержании автомобиля должна передаваться не только нарушителю, но и эвакуаторщику. Это необходимо, чтобы последний не мог забрать автомобиль без оформленного протокола. Подобные случаи, говорит парламентарий, в Москве имеют место, эвакуаторщики так поступают, чтобы не возвращать машину подошедшему водителю. "Фактически это угон", – уверен он.

Однако судьбу документа будут определять три другие смелые в концептуальном смысле новеллы. Первая: отмена эвакуации припаркованных автомобилей из-под запрещающих знаков "стоянка" и "остановка запрещена". Машину по-прежнему планируется увозить за парковку на тротуарах, пешеходных переходах, остановках, трамвайных путях и размещение авто далее "первого ряда от края проезжей части", то есть "вторым рядом". Вторая: передача от регионов федеральному правительству полномочий по установлению порядка перемещения, хранения и оплаты неправильно эвакуированных автомобилей. "Москва привязала стоимость эвакуации к мощности автомобиля. Потому что деньги можно получить с тяжелых машин, которые как правило мощные, и с дорогой машины, маленькой, но мощной", – полагает депутат. При этом он считает, что из-за отсутствия общих принципов можно дойти до абсурда, когда какой-нибудь регион привяжет стоимость эвакуации к цвету автомобиля. "Я думаю, что черные будет дешевле всего, так как часто это служебные автомобили", – иронизирует парламентарий. Третья: вместо безальтернативных размеров штрафов за неправильную парковку – введение штрафного коридора, "вилки": для регионов 1000-1500 руб. (сейчас 1500 руб.), для Москвы и Санкт-Петербурга – 2000-3000 руб. вместо нынешних 3000 руб. Минимальный возможный штраф будет выписываться за нарушения, зафиксированные видеокамерами. В нынешних экономических условиях, полагает Лысаков, должна быть некая либерализация.

Против этого набора идей категорически против выступило московское правительство. В пресс-службе ГКУ "Администратор московского парковочного пространства" заявили, что идеи "направлены на создание комфортных условий для водителей в ущерб общественно-публичным государственным интересам". Отдавать регулирование правил эвакуации правительству там тоже не захотели, так как это не позволяет учитывать "местные особенности", писал "Коммерсантъ". Москва стала первым субъектом, где с ноября 2013 года местные чиновники из Московской административной дорожной инспекции обрели полномочия вместо гаишников выписывать штрафы за неправильную парковку (ч.5 ст.12.16 КоАП). Пресса сообщала, что в 2014 году МАДИ выписала штрафов на 2,4 млрд руб. "Коммерсантъ" же рассказывал со ссылкой на результаты прокурорской проверки, что инспекция с нарушением вынесла более 600 000 постановлений на сумму около 1,8 млрд руб.

Такая реакция столичных властей затормозила прохождение проекта в Думе. Сегодня в восемь часов утра состоялось заседание рабочей группы "по законопроекту с участием, в частности, представителей московского правительства", сообщил на заседании думского комитета по госстроительству его глава единоросс Владимир Плигин. "Есть взаимопонимание, есть моменты невзаимопонимания", – так охарактеризовал итог встречи депутат и предложил отложить рассмотрение законопроекта до 16 марта.

После заседания комитета Лысаков поведал журналистам, что вчера поправки были направлены в правительство, которое ранее концептуальных замечаний к документу не высказывало, а лишь просило редакционно исправить некоторые формулировки. При этом он признал, что "многое зависит от ГПУ [Государственно-правового управления Администрации президента – авт."]. "Все зависит от того, как ГПУ посмотрит на этот законопроект", – сказал он. Депутат говорит, что будет настаивать на этих принципиальных новеллах, так как исключение их из документа "сведет его [эффект] практически к нулю".

Он готов пойти на уступки по непринципиальным моментам, например, убрать "вилку" штрафов за неправильную парковку, против которой возражает правительство Москвы. Депутат напоминает, что с 1 января 2016 года должен вступить в силу закон о 50-процентном дисконте при быстрой оплате штрафа – в течение 20 дней с момента вынесения постановления о привлечении к ответственности.

При этом Лысаков пообещал сделать запрос в Генпрокуратуру, чтобы выяснить, "кто стоит за коммерческими структурами, которые занимаются эвакуацией, какие именно персоналии, куда идут эти деньги". При этом парламентарий озвучил мнение правозащитников, которые считают, что в Москве "организация транспортных потоков используется зачастую как повод для абсолютной коммерциализации процесса эвакуации". "Эта обеспечительная мера сейчас стала источником бизнеса для неких коммерческих компаний", – считает Лысаков.