ПРАВО.ru
Новости
13 мая 2016, 21:08

Антитеррористические законопроекты Ирины Яровой прошли первое чтение

Антитеррористические законопроекты Ирины Яровой прошли первое чтение
Фото Право.Ru

Нижняя палата парламента в пятницу, 13 мая, приняла в первом чтении пакет антитеррористических законопроектов, запрещающих выезд из России тем, у кого есть неснятая судимость за экстремизм, и разрешающих введение режима КТО при угрозе насильственного захвата власти. Многочисленная критика законодательной инициативы не помешала депутатам проголосовать за ее принятие.

Проект закона был внесен в Государственную думу главой Комитета ГД по безопасности и противодействию коррупции Ириной Яровой и председателем Комитета СФ по обороне Виктором Озеровым. Парламентарии предлагают дополнить Уголовный кодекс тремя новыми составами преступлений: несообщение о преступлении террористического характера, содействие экстремистской деятельности и совершение акта международного терроризма. Минимальный срок лишения свободы за совершение террористического акта при этом вырастет с восьми до десяти лет.

Кроме того, в УК предлагается ввести новую статью Акт международного терроризма. Как сообщила в ходе сегодняшнего пленарного заседания Ирина Яровая, авторы инициативы "подошли к пониманию того, что установление самостоятельной ответственности за акт международного терроризма является безусловно необходимой мерой". За совершение такого преступления за пределами России грозит наказание в виде лишения свободы на срок от 15 до 20 лет с ограничением свободы на срок до двух лет либо пожизненного лишения свободы. Финансирование международного терроризма будет караться лишением свободы на срок до 15 лет со штрафом в размере до 500 000 рублей либо в размере зарплаты или иного дохода осужденного за период до трех лет. Если теракт за границей повлечет смерть человека, наказанием будет лишение свободы на срок от 18 до 20 лет с ограничением свободы на срок до двух лет либо пожизненным лишением свободы.

Законотворцы уверены, что уголовная ответственность за прохождение обучения в целях осуществления террористической деятельности, участие в террористическом сообществе, в незаконном вооруженном формировании и в массовых беспорядках, а также за посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля должна наступать с 14 лет. "У нас сегодня в российском законодательстве уже существует ответственность с 14 лет за целый ряд других преступлений, менее тяжких", – отметила Ирина Яровая. Между тем, по ее словам, для этой категории лиц отсутствует ответственность за обучение в специальных лагерях по подготовке боевиков и террористов. Поэтому, уверена Яровая, введение новый нормы – это не только восполнение пробела законодательства, но и создание дополнительных возможностей "для оперативного реагирования, упреждения и пресечения преступной деятельности, имеющей не потенциальную, а реальную угрозу для жизни и безопасности граждан".

Правительство – за, все остальные – против

Кроме того, законопроектом расширяются основания, по которым россиянам может быть запрещен выезд из страны. Так, в праве на выезд может быть отказано гражданину, которому объявлено официальное предостережение о недопустимости действий, создающих условия для совершения преступлений террористической направленности, развязывания войны и геноцида. Запрет действует в течение пяти лет со дня объявления предостережения. Введение такой нормы, как и весь законопроект в целом, ранее уже одобрило правительство. Кабмин отметил, что проект закона актуален и "направлен на совершенствование правового регулирования в сфере противодействия терроризму, экстремизму, а также в сфере обеспечения государственной и общественной безопасности".

В отличие от депутатов и Правительства, правовое управление ГД законопроект не поддержало. По мнению думских юристов, в проекте закона заметны существенные недоработки. Так, например, за теракты за рубежом предлагается карать суровее, чем за те, что были совершены в РФ. Поддержал такие замечания депутат от фракции КПРФ Юрий Синельщиков – член Комитета ГД по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству. Он отметил, что за пособничество в совершении преступлений террористической направленности предлагается установить более строгое наказание, чем за само совершение такого преступления, а за содействие экстремистской деятельности предлагается ввести более суровую ответственность, чем за саму такую деятельность. Более того, подчеркнул депутат, весьма существенные изменения в УК и УПК авторы законопроекта предложили внести без рассмотрения вопроса в профильном комитете.

Раскритиковал законопроект и Верховный суд. Его не устроила безальтернативность наказания в виде лишения свободы, которую хотят ввести авторы законопроекта по ст. 282 (возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства), ст. 282.1 (организация экстремистского сообщества), ст. 282.2 (организация деятельности экстремистской организации) и ст. 282.3 (финансирование экстремистской деятельности). Это не позволит судам выполнить требования ст. 60 УК, обеспечив должным образом принцип индивидуализации наказания – назначить наказание с учетом конкретных обстоятельств совершения преступления, роли лица в его совершении.

"На редкость дружную отрицательную реакцию" вызвал этот законопроект у президентского Совета по правам человека, отметил член СПЧ Александр Верховский – директор Информационно-аналитического центра "Сова". "В нем предлагается сплошь усиление наказаний и не приводится обоснование того, как это будет влиять на ситуацию", – подчеркнул он. Возмущен Верховский и предложением законотворцев ввести обязательство для операторов сотовой связи три года хранить звонки и сообщения абонентов, а также изображения, звуки и иные сообщения пользователей. По его словам, объем информации будет настолько огромен, что даже при большом желании найти среди всех данных нужные будет практически невозможно.

Об этом же заявил в ходе сегодняшнего пленарного заседания депутат Дмитрий Гудков – член Комитета ГД по конституционному законодательству и госстроительству. По его данным, для создании такой базы нужно хранить 1700 эксабайтов информации. "На создание такой базы уйдет примерно 70 млрд долларов, плюс энергозатраты, плюс кондиционирование, хранение, обслуживание и так далее, это 200 млрд долларов", – отметил депутат. Между тем в финансовом обосновании к проекту закона указано, что его принятие не потребует дополнительных затрат из бюджета.

С текстом законопроекта № 1039101-6 "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации в части установления дополнительных мер противодействия терроризму и обеспечения общественной безопасности" можно ознакомиться здесь.

С текстом законопроекта № 1039149-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части установления дополнительных мер противодействия терроризму и обеспечения общественной безопасности" можно ознакомиться здесь.