ПРАВО.ru
Новости
27 сентября 2016, 13:45

Пленум ВС принял постановление об административном судопроизводстве

Пленум ВС принял постановление об административном судопроизводстве
Фото с сайта arbitrs.com

Верховный суд принял постановление, которое разъясняет и развивает положения Кодекса об административном судопроизводстве. Постановление более четко очерчивает подведомственность и подсудность, подробно регламентирует вопросы извещения сторон. В документе можно найти ответы на вопросы, когда суд вправе не вести аудиопротоколирование, какие вопросы можно решить без отдельного определения, и что случится, если участник процесса не сообщит о смене номера телефона или электронной почты, на которые получает уведомления.

Сегодня, 27 сентября, Пленум Верховного суда принял постановление, которое разъясняет положения Кодекса административного производства. Проект документа обсуждался еще в июне, но тогда не был принят (см. "Пленум ВС обсудил постановление о том, как применять КАС"). По словам Татьяны Петровой, заместителя председателя ВС, председателя коллегии по административным делам, в него внесено немало изменений, в том числе – масса лингвистических и технических правок.

Часть нововведений направлена на укрепление и развитие упрощенного производства. Другие более четко очерчивают подведомственность и подсудность. Например, постановление дополнено правилом, что не оспариваются в порядке КАС акты госорганов и местного самоуправления, если они влекут возникновение, изменение или прекращение гражданских прав, рассказала Петрова.

Меры "обеспечения" и принуждения

Часть положений постановления посвящена мерам предварительной защиты по административному иску («обеспечению») по гл. 7 КАС. В частности, суд может арестовать имущество административного ответчика, обязать его или других лиц (в том числе не участников процесса) совершить определенные действия или от них воздержаться, приостановить взыскание по исполнительному документу, который оспаривается. Это возможно только после принятия иска к производству. «В необходимых случаях» допускаются сразу несколько мер предварительной защиты, отмечается в постановлении.

Были конкретизированы некоторые меры процессуального принуждения (гл. 11 КАС). В частности, разъяснено, что обязательство о явке не обусловлено процессуальными нарушениями. Чтобы ограничить выступление участника процесса или лишить его слова, суду не нужно выносить определение в виде отдельного документа. Председательствующий может разрешить этот вопрос прямо на заседании, а оспорить эту меру можно лишь при обжаловании итогового решения.

Иные меры процессуального принуждения (пп. 2–6 ч. 2 ст. 116 КАС, от предупреждения до штрафа) требуют оформления отдельных актов, в котором должны быть указаны основания. Поскольку на такие определения можно подать частную жалобу или представление прокурора, они выносятся в совещательной комнате, как решения.

Сроки и извещения

Заявление о восстановлении пропущенного срока суд рассматривает без извещения сторон. Но «с учетом характера и сложности вопроса» этот вопрос может быть разрешен в общем порядке. Если дело рассматривает председатель суда, ч. 2 ст. 141 КАС дает ему право продлить срок рассмотрения дела. О сложности дела могут свидетельствовать значительное число участников процесса, несколько требований в одном иске, большое число материалов, а также необходимость подготавливать дело к судебному разбирательству или начинать его сначала.

Постановление Пленума регламентировало процедуру извещений и вызовов, которые, согласно КАС, можно отправлять с помощью СМС-сообщений или по электронной почте, что должно быть подтверждено распиской получателя. Таким образом можно извещать органы государственной власти, военного или местного самоуправления, организацию, должностное лицо. Те, кто желает получать извещения на телефон или по Интернету, должны сообщать о смене номера или адреса электронной почты, иначе извещение считается надлежащим.

Обжалование и протоколирование

В постановлении конкретизируется порядок оспаривания решений, действий или бездействия властных субъектов. Хотя суд не связан доводами, изложенными в административном заявлении, он не может проверять целесообразность решений чиновников. Он не может признать решение или действие законным со ссылкой на обстоятельства, которые не являлись предметом рассмотрения органов власти или их должностных лиц. С другой стороны, превышение полномочий или их использование вопреки интересам и правам граждан является признаком незаконного действия или решения.

Постановление разъясняет особенности обжалования судебных актов. По смыслу процедуры апелляция не вправе отклонить ходатайство лица о приобщении или истребовании новых доказательств (если речь не идет о затягивании процесса или злоупотреблении правами). Если суд первой инстанции должен был истребовать доказательства независимо от воли сторон, то во второй не имеет значения, могли ли участники спора предоставить эти доказательства. В то же время апелляция не занимается полным повторным рассмотрением дела, поэтому оглашение письменных доказательств, воспроизведение аудио- или видеозаписей делается только при необходимости.

Глава 20 КАС вводит обязательное аудиопротоколирование каждого заседания первой или апелляционной инстанций или каждого отдельного процессуального действия вне заседаний. Вместе с тем, разъясняет ВС, аудиозапись не нужно вести при неявке участников процесса или в том случае, если их извещение необязательно. В течение трех дней со дня подписания протокола стороны могут подать письменные замечания не только на протокол, но и на результаты видео- и аудиопротоколирования.

С текстом Постановления Пленума от 27 сентября 2016 года "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации" можно ознакомиться здесь.