ПРАВО.ru
Новости
7 октября 2016, 3:00

Эксперты: ввод референтной цены в госзакупки не поможет избежать переплат

Эксперты: ввод референтной цены в госзакупки не поможет избежать переплат

Минэкономразвития предложило ввести понятие референтных цен в законодательсво о закупках. Начально-максимальная цена (НМЦ) контракта, по предложению ведомства, должна формироваться по контрактам прошлых лет. Эксперты считают, что ввод такой системы займет много времени и скорее всего не поможет понизить начальную цену.  

Недавно глава МВД Владимир Колокольцев, делая доклад о борьбе правоохранителей с нецелевым расходованием бюджета, назвал саму сферу госзакупок «наиболее подверженной криминальным посягательствам» (см. "ТОП-6 от Колокольцева: глава МВД назвал самые коррумпированные сферы").

Генпрокуратура уже утвердила план борьбы с коррупцией и откатами в госзакупках до конца 2017 года. Среди предлагаемых мер – проверка аффилированности участников торгов, раскрытие информации о подрядчиках в крупных тендерах, а также введение уголовной ответственности за нарушения участия в закупках (см. "Генпрокуратура утвердила план борьбы с откатами в госзакупках до конца 2017 года").

Минэкономразвития (МЭР) в свою очередь предложило ввести понятие "конфликт интересов" в закупки госкомпаний и увеличило список должностей, которые потенциально под него подпадают. Если раньше конфликт интересов могли усмотреть в наличии родственных связей между отвечающим за закупку от лица заказчика и поставщиком, то теперь в зону риска попали руководители тех, кто непосредственно отвечает за закупки, а также главы регионов, органов контроля и контрольно-счетных ведомств и их заместители.

Цены госзакупок будут определять по "старым" контрактам

Еще одно недавнее предложение МЭР касается регулирования цен при госзаказах – ведомство предложило ввести в законодательство о закупках понятие референтных цен. Министерство подготовило поправки в ФЗ «О контрактной системе», согласно которым начально-максимальную цену нынешних закупок будут определять по стоимости контрактов прошлых лет. Предполагается, что эта новелла вступит в силу с 1 июля 2017 года.

Способ формирования референтной цены на основе уже заключенных контрактов будет указан в акте правительства, рассказали в министерстве (см. "МЭР предлагает ввести понятие референтных цен в законодательство о закупках"). Но уже известно, что при формировании будет учтена инфляция.

Спасет ли референтная цена от переплат?

Переплата за товары и услуги на госторгах в прошлом году составила в среднем 16%, пишет «Коммерсант». А потери бюджета от завышения оцениваются в 1,5–2 трлн руб. в год. В 2015 году, по данным Счетной палаты, общий объем госторгов составил 25 трлн руб., бюджетные учреждения заключили контракты на общую сумму 5,4 трлн руб., при анализе только четверти всех контрактов видно, что федеральные и местные бюджеты потеряли порядка 116,8 млрд рублей. 35% из проанализированных сделок проведены по завышенной цене – самая большая переплата идет за лекарства и медицинские препараты (23,9 млрд руб.), за ними идут продукты питания и услуги по управлению госнедвижимостью.

Руководитель главного управления по надзору за исполнением федерального законодательства Генпрокуратуры Анатолий Паламарчук в интервью «Известиям» рассказал, что в ряде регионов выявлены нарушения чиновниками закона при проведении закупок лекарств, одной из главных ошибок он назвал несоблюдение порядка формирования начальной цены контракта.

Тарас Хижняк, старший юрист компании BMS Law Firm, считает, что введение в госзакупках референтной цены не гарантирует ее снижения. «Формирование референтной цены из стоимости уже заключенных контрактов является новым способом регулирования ценообразования, в связи с чем последствия введения такой конструкции могут иметь неоднозначные последствия. На первый взгляд, такая конструкция не предполагает снижения цены, поскольку ориентируется на предыдущие цены и увеличивается как минимум на размер инфляционных показателей. Учитывая, что расчет референтной цены будет производить программное обеспечение, возникают дополнительные вопросы о том, к чьей «подведомственности» будет отнесен контроль над таким программным обеспечением», – полагает эксперт.

Более эффективным способом, по его словам, в том числе и с точки зрения публичности информации, могло бы являться формирование единой базы предложений товаров и услуг, с указанием ценовых показателей.

Ввод референтной цены в закупках потребует многих лет и долгой работы, полагает Екатерина Смирнова, руководитель практики «Размещение заказа. Административное и судебное обжалование», партнер юридической группы «Яковлев и партнеры». «Такая система не нова, заказчики ранее использовали ссылку на другие заключенные госконтракты для определения начально-максимальной цены. Особенно это касается закупок "под ключ", когда нет сформированной сметы, а НМЦ определялась именно со ссылкой на ранее заключенные контракты по аналогичным объектам. Конечно, на практике заказчики чаще всего пытаются завысить цену, выбирая самые дорогие контракты, суммируют их и определяют НМЦ своего текущего контракта. Идея хороша, если мы получим адекватную референтную цену, если в исследовании будут учитываться все проведенные закупки, все рыночные цены, то это позволит формировать объективную НМЦ закупок», – говорит Смирнова.

По ее мнению, программа должна быть качественно созданной, настроенной под изменения рынка и нужды заказчика, так как унифицировать абсолютно все потребности заказчика невозможно. «Если это получится сделать, то это позволит формировать НМЦ более адекватно. Но я бы не стала рассматривать данную меру как средство борьбы с откатами, они связаны не только с завышением начальной цены», – добавила эксперт.