Комитет Госдумы по конституционному законодательству и госстроительству на минувшей неделе рекомендовал палате отклонить при рассмотрении во 2-м чтении проект федерального конституционного закона о создании ювенальных судов в РФ. Об этом сообщается в материалах Госдумы.
Предполагается, что такое решение будет принято Госдумой уже на заседании в пятницу, 8 октября.
Законопроект 38948-3 "О внесении дополнений в Федеральный конституционный закон "О судебной системе Российской Федерации" был внесен в Госдуму еще в 2000 году депутатами ГД В. Зоркальцевым, Е. Лаховой, Е. Мизулиной, Т. Ярыгиной, Г. Махачевым, А. Чекис и А. Чуевым. В 1-м чтении он был принят 15 февраля 2002 года.
Как отмечалось в пояснительной записке к законопроекту, необходимость реформирования российской судебной системы в отношении несовершеннолетних объясняется тенденцией к росту и "омоложению" подростковой преступности. Противоправная деятельность несовершеннолетних в России росла почти в 6 раз быстрее, чем изменялось общее число этой возрастной группы. Причем 80% правонарушений, совершенных подростками, составляют тяжкие и особо тяжкие преступления.
Наряду с увеличением количества дел, рассматриваемых судами, нехватки судей, рассматривающих уголовные дела в отношении несовершеннолетних, а это примерно 12% от общего количества, дела в отношении несовершеннолетних не рассматриваются в течение нескольких лет, ждут своей очереди, а подростки ожидают справедливого решения суда в следственных изоляторах.
Субъекты законодательной инициативы видят возможность изменить такое положение только путем создания в системе судов общей юрисдикции специализированных судов по делам несовершеннолетних, ювенальных судов, которые в целях обеспечения более ранней профилактики преступности рассматривают дела о детях, находящихся в ситуации опасности, еще не совершивших правонарушение или преступление.
Слушая дела детей-правонарушителей, ювенальный суд рассматривает ребенка не как объект для репрессий, а как субъект реабилитации.
Система ювенальной юстиции решает проблему конкретного ребенка в конкретной жизненной, ситуации, что в конечном итоге позволяет решать проблемы детей вообще.
Судебное решение специализированного ювенального суда становится основанием для законной общественной деятельности в отношении судьбы ребенка, рассмотренной в конкретном судебном заседании.
Ювенальный судья, имеющий специальные знания в области детской психологии и реабилитологии, обеспечивает принятие оптимального судебного решения, направленного на социализацию ребенка-правонарушителя и защиту прав ребенка, находящегося в социально опасном положении.
Введение ювенальной юстиции обеспечивает практическую реализацию существующих статей 28, 25 УПК РФ и 75, 76 УК РФ, дает судебную перспективу, развивает досудебные и внесудебные процедуры реабилитации несовершеннолетних правонарушителей.
Дореволюционная Россия была одним из первых государств, внедривших ювенальные суды (1910 год). В свое время эта система считалась одной из наиболее передовых.
Необходимость реформирования российской судебной системы в отношении несовершеннолетних — требование времени. Так, в соответствии с Конвенцией о правах ребенка (часть 3 статьи 40) и замечаниями Комитета ООН по правам ребенка от 08.10.1999 года в отношении государств-участниц ООН четко сказано:
"6. Комитет рекомендует Государству-участнику предпринять все необходимые меры, для того чтобы ускорить процесс реформирования законодательства, особенно в деле отправления правосудия по делам несовершеннолетних и ювенального уголовного правосудия…".
Создание ювенальных судов, а также подготовка предложений и финансово-экономического обоснования создания специализированных составов (судов) в системе судов общей юрисдикции уже во втором квартале 2002 года предусмотрено в пункте 6 принятой Правительством РФ федеральной целевой программы "Развитие судебной системы России" на 2002 — 2006 годы и утвержденной Постановлением Правительства РФ от 20 ноября 2001 года.№805.
Предполагается, что реформирование российской судебной системы в отношении несовершеннолетних будет осуществляться в три этапа:
Первоначальный этап — разработка и принятие Федерального конституционного закона "О внесении дополнений в Федеральный конституционный Закон Российской Федерации "О судебной системе Российской Федерации";
второй этап — разработка и принятие Федерального конституционного закона "О ювенальных судах в Российской Федерации";
третий, завершающий этап — разработка и принятие Федерального закона общей направленности "Об основах системы ювенальной юстиции".
Представленный законопроект направлен на выполнение первоначального этапа реформирования судебной системы в отношении несовершеннолетних, поскольку в соответствии с требованиями Федерального конституционного закона "О судебной системе Российской Федерации" создание судов, не предусмотренных данным законом, не допускается. Специализированные федеральные суды могут учреждаться только путем внесения изменений и дополнений в указанный закон.
Законодательная инициатива подготовлена с учетом замечаний Правительства Российской Федерации, изложенных в официальном отзыве от 20 декабря 2001 года (№ 7243п-П4), в части приведения его в соответствие с пунктом 3 статьи 4 Федерального конституционного закона "О судебной системе Российской Федерации", закрепляющем понятие ювенальных судов в качестве специализированных судов для осуществления правосудия в отношении несовершеннолетних.
В целях соблюдения концептуальной логики Закона ''О судебной системе'Российской Федерации" статья 22-1 переименована в статью 26-1 и изложена в уточненной редакции в соответствии с высказанными пожеланиями Правительства РФ.
Что касается замечания в отношении того, что в представленном законопроекте не установлены принципы образования ювенальных судов, то данный вопрос будет разрешен в процессе второго этапа реформирования российской судебной системы в отношении несовершеннолетних — при разработке специального Федерального конституционного закона "О ювенальных судах в Российской Федерации", отмечали авторы законодательной инициативы.