22 июля передано в суд уголовное дело куратора выставки «Запретное искусство-2006» Андрея Ерофеева и директора Сахаровского музея, где эта выставка проводилась, Юрия Самодурова. Им предъявлено обвинение по статье 282 УК РФ — «разжигание межнациональной розни и межрелигиозной вражды».
«Во вторник я и Юрий Самодуров получили от прокурора обвинительное заключение, и было сказано, что дело направлено в суд на предварительные слушания. Все жалобы и ходатайства наших адвокатов о том, чтобы дело было направлено на дополнительное расследование, и отводы экспертиз отвергнуты», – заявил сегодня бывший заведующий отделом новейших течений Третьяковской галереи Ерофеев.
Ерофеев предположил, что слушания будут проходить в Таганском суде и начнутся они не раньше 15 августа, по окончании отпусков у адвокатов.
Напомним, выставка «Запретное искусство-2006» состоялась в марте 2007 года в московском Общественном центре имени Андрея Сахарова. На ней были показаны произведения, предложенные различными кураторами для выставок в московских музеях и галереях, но не разрешенные к показу художественными советами или директорами в 2006 году. Сама программа «Запретное искусство» была рассчитана на несколько лет, ее целью стал «мониторинг и обсуждение характера и тенденций институциональной цензуры в области культуры».
По словам замглавы Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата протоиерея Всеволода Чаплина, многие экспонаты выставки «Запретное искусство-2006» «не только оскорбляли нравственность и вкус, воспроизводя матерные слова и непристойные сцены, но и возбуждали ненависть к христианству и к тем символам, которые почитаются его последователями как святыни».
«Для меня очевидно, что они планировали или, по крайней мере, ожидали негативную реакцию христиан. Любой нормальный человек будет реагировать негативно, если самое дорогое для него подвергается осмеянию и оскорблению», — добавил Чаплин порталу «Интерфакс-Религия».
Уголовное дело было возбуждено по ходатайству организации «Народный собор» по статье «возбуждение ненависти либо вражды». С критикой выставки выступал ряд религиозных организаций во главе с Русской православной церковью. В то же время, уполномоченный по правам человека в России Владимир Лукин призывал решать вопрос художественного содержания выставки не в суде, а в обществе.
В защиту организаторов выставки выступили многие известные деятели культуры и науки. В том числе лауреат Нобелевской премии, академик Виталий Гинзбург. Он считает нарушением Конституции РФ предъявление обвинения в возбуждении религиозной вражды организаторам выставки. В своем письме зампреду совета Центра им. Сахарова Леониду Литинскому, Гинзбург заявил, что «согласно Основному закону страны, граждане России имеют право исповедовать любую религию (кроме, конечно, бандитских) или быть атеистами».
Даже директор Третьяковской галереи Валентин Родионов, недавно уволивший Андрея Ерофеева заведовавшего в ГТГ отделом новейших течений, заявил о намерении защищать его перед судом.
«Мы готовы срочно обратиться в прокуратуру с требованием провести повторную экспертизу произведений, которые вошли в состав экспозиции, и назначить эксперта от Третьяковской галереи для опровержения судебной экспертизы состава выставки», — заявил Родионов.
Искусствоведческая экспертиза, которая была поручена следователем научному сотруднику Центра изучения истории религии и Церкви Института всеобщей истории РАН Наталье Энеевой, вызывает наибольшую критику у специалистов. В своей экспертизе Энеева пришла к выводу, что «посетители выставки, подверглись при просмотре… сильнейшему психотравмирующему воздействию чрезмерной силы, несущему прямую угрозу целостности личности и разрушения сложившейся у них картины мира, что явилось психотравмирующим событием и сильнейшим стрессовым фактором для них, причинило им непереносимые нравственные страдания и стресс, а также чувства униженности их человеческого достоинства».
Эксперты обращают внимание, что Энеева уже была экспертом на процессе по делу о выставке «Осторожно, религия!». И тогда, выступая в суде, она призналась, что последний раз на выставке современного искусства была в 1993 году, после чего на подобные мероприятия не ходит и ходить не будет. В связи с этим доцент факультета искусств МГУ им. Ломоносова Андрей Ковалев уверен: заключение Энеевой о том, что в экспонатах выставки содержатся «унизительные характеристики и негативные установки в отношении группы лиц, являющихся верующими христианами, ничем, кроме голословных утверждений, не подтверждено».
Кроме того, правозащитники предполагают, что дело против Ерофеева и Самодурова было сфабриковано. Главным основанием для такого вывода стал почти годичный интервал между возбуждением дела и предъявлением обвинения, лишивший Ерофеева и Самодурова возможностей для сбора доказательств, направления дела «проверенным» экспертам, а также проверки показаний свидетелей. Злоупотребление в борьбе с экстремизмом, по мнению правозащитников дискредитирует государственную защиту конституционных прав. Председатель Московской Хельсинкской группы Людмила Алексеева и исполнительный директор Движения «За права человека» считают, что такие действия следствия имеют высокую общественную опасность, в связи с чем направили на прошлой неделе в Генеральную, Московскую и Таганскую прокуратуру соответствующие заявления.
Директор Музея Андрея Сахарова Юрий Самодуров и вовсе убежден, что уголовное дело против него и Ерофеева является спецоперацией ФСБ или иных силовых структур.